Посетив этот музей, Вы сможете узнать, как маленькое поселение на берегу реки Ридзене превратилось в большой ганзейский город. Музей истории Риги и мореходства — это не только старейший публичный музей в Латвии и Прибалтике, но и один из старейших в Европе.
Становление музея относится к XVIII в. В основе его богатых и разнообразных фондов лежит коллекция естественно-научных, художественных и исторических предметов рижского врача Николауса фон Химзеля (1729–1764). После смерти врача его мать, Катрина фон Химзель, выполняя завещание сына, передала коллекцию в дар Риге. 22 февраля 1773 года Рижский магистрат постановил создать музей, назвав его именем Химзеля. Первоначально музей был размещен в помещении Анатомического театра, позже в 1791 году музей был переведен в восточное крыло Домского ансамбля, специально перестроенное для нужд городской библиотеки и музея. Об этом свидетельствует изображение астролябии и надпись «MUZEUM» на фронтоне этого здания. В 1816 году в музее был открыт особый Кабинет искусств, а в 1881 году, при объединении нумизматических коллекций города и музея Химзеля, создан Монетный кабинет.
Собрание музея постепенно дополнялось коллекциями других музеев и обществ. Часть коллекции музея, напротив, была передана другим музеям, например, в Городскую картинную галерею. Естественно-научная и археологическая коллекция были депонированы Рижскому музею. Неоднократно музей менял свое местонахождение и название. Наконец, с 1964 года это Музей истории Риги и мореходства, в котором отражается его новое направление в работе.
Сегодня в фондах музея хранится более чем 500 000 предметов, систематизированных примерно в 80 коллекций. Есть постоянные экспозиции и временные выставки. Среди постоянных экспозиций: История Риги, экспозиция истории мореходства, кабинет серебра и кабинет Марты Алберинги и другие.
Раздел рижской истории предлагает к осмотру как и экспонаты, которые имеются в любом провинциальном краеведческом музее (различные орудия труда каменного, бронзового и железных веков, оружие, украшения, предметы быта), так и оригинальные экспонаты — остов корабля XIII в., затонувший в древней рижской гавани. Здесь же предметы периода Средневековья. Из интересных — деревянная скульптура св. Христофора, или Большого Кристапа, высотой в 2,4 м. Его копию вы могли видеть, гуляя по маршруту тайника «Необычные памятники Риги».
Почти полтора столетия (с 1581–1710 г.) Рига находилась под властью вначале Польши, затем — Швеции. При шведах Рига превратилась в сильнейшую крепость на восточном побережье Балтийского моря. О жизни в Риге в этот период, во всех ее проявлениях, рассказывают разнообразные подлинные материалы XVII в. Среди них – реликвии и изделия ремесленных цехов, уникальные рижские весы и меры, а также первая напечатанная в Риге панорама города. Можно увидеть такие интересные экспонаты: деревянная скульптура барабанщика шведской армии, высотой в 1,60 м, приводимая в действие специальным механизмом, большой таможенный сундук. В Колонном зале можно осмотреть около 1000 музейных предметов периода, когда Рига входила в состав Российской империи – типичных как для своего времени, так и имеющих выдающееся историческое, художественное и мемориальное значение. Почётное место отведено городской библиотеке с экспонированием оригинальной библиотечной книжной полки, обнаруженной во время реставрации зала, а также становлению в 1773 году нынешнего Музея истории Риги и мореходства.
Колонный зал был построен для нужд городской библиотеки на 2-м этаже восточного крыла Домского монастыря в период с 1778 по1787 год по проекту архитектора Кристофа Хаберланда. Зал считается одним из интереснейших общественных помещений периода классицизма в Риге. Со временем зал стали называть Колонным, так как его балкон с галереей опирается на колонны, окраска которых имитирует мрамор. В стенных нишах когда-то размещались встроенные книжные шкафы. Одну из стен зала украшает аллегорическая стенная роспись, посвященная присоединению Риги к Российской империи в 1710 году. Царь Петр I изображен на ней не только как завоеватель города, но и как покровитель науки и искусства. Потолок зала украшает рельеф с бюстом, изображающим императрицу России Екатерину II в образе римской богини мудрости, науки и войны Минервы, которая держит в руках свод законов, изданный императрицей.
Экспозиция истории мореходства Латвии знакомит посетителей с морским транспортом Латвии, начиная с X в. и до наших дней. Она дает возможность проследить за развитием морского транспорта от одномачтового парусника, который перевозил небольшие грузы вдоль побережья Рижского залива, до современного теплохода, пересекающего моря и океаны. В экспозиции представлены материалы о Рижском, Вентспилсском, Лиепайском и других портах Латвии со времени их возникновения до наших дней. Особое значение в развитии мореходства отводится роли профессиональных моряков и работников морского транспорта. На протяжении столетий на этой приморской земле профессия капитана судна, штурмана и механика была одной из самых престижных. Экспозиция дает представление также о строительстве судов, особенно парусников, о судоходных компаниях и организациях, показывает повседневный быт моряков на судне, их зависимость от капризов природы и политических событий в мире.
В Крестовой галерее выставлены крупные экспонаты: пушки и их принадлежности, надгробные плиты, фрагменты металлической ковки и каменные декоры с исчезнувших рижских зданий, гипсовая копия памятника Петру I, материалы археологических раскопок, в том числе найденное при раскопках Домского двора в 2000 году предполагаемое изваяние ливского идола, так называемая Саласпилсская каменная голова, – одна из уникальнейших находок в практике археологов Латвии.Крестовая галерея Рижского Домского собора, построенная в XIII в., является памятником ранней готики в Прибалтике. Галерея длиной в 118 м состоит из трех частей и перекрыта 29 крестообразными сводами, с аркадой из известняковых колонн, обращенной в сторону Домского двора.В ранний период Крестовая галерея соединяла кафедральный Домский собор с монастырем, где в восточном и южном крыле галереи находился высший совет духовенства, или Домский капитул. В западном крыле работала Домская школа, основанная в 1211 году. После реформации XVI в. монастырь перестал существовать, и его помещения использовались для хозяйственных нужд. Крестовую галерею неоднократно реставрировали. В нишах над аркадами помещены гербы тех родов, обществ и корпораций, которые в конце XIX в. жертвовали средства для восстановления Крестовой галереи и сада Домского собора.
Кабинет серебра. В Кабинете серебра представлено около 300 самых ценных предметов, в основном это выдающиеся работы мастеров прикладного искусства. Наиболее редкой и ценной частью коллекции являются изделия XVII–XX вв. Рижского цеха золотых дел мастеров. Сакральное серебро рижских мастеров представлено круцификсами, чашами Святого Причастия, дарохранительницами и посудой для сбора пожертвований. Конусообразные стопы – «русские шапки» – сохранили в своем названии удивление рижан того времени, вызванное формами головных уборов русских купцов.
Кабинет Марты Алберинги. Эта экспозиция посвящена танцовщице и коллекционеру Марте Алберинге (1909–2005), которая в 1999 году подарила Музею истории Риги и мореходства свою коллекцию предметов искусства – одно из самых больших дарений за время существования музея. Коллекция дает представление о дарительнице, известной в свое время исполнительнице испанских танцев Марте Алберинге, ее яркой личности и сложном жизненном и творческом пути.Среди экспонатов картины латышских художников Яниса Розенталя, Яниса Валтера и Карла Хуна, фарфоровые и стеклянные изделия Латвии, Германии, Франции и России, мебель, украшения, предметы быта, веера, фотографии и костюмы для танцев.
Полезная информация: Время работы:01 мая – 30 сентября:ежедневно: 10.00–17.00 01 октября – 30 апреля:Ср, Чт, Пт, Сб, Вскр: 11.00–17.00; Пн, Вт: закрыто
Стоимость билета для взрослых 3 евро, еще 2,54 евро нужно при желании доплатить за фотосъемку. Есть варианты билетов на посещение сразу трех музеев (это может быть выгоднее).
Если вы осматриваете экспозицию самостоятельно без экскурсии, обратите внимание, что почти в каждом зале есть специальные кармашки на стенах или столики, где лежат брошюры с описанием экспозиции этого зала на нескольких языках, в том числе, и на русском. И можно взять с собой, а в конце осмотра зала возвратить на место.
Для описания тайника использована информация с сайта музея
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: