Площадь Ливов (Livu laukums) представляет собой необычное сочетание «пряничного» средневековья с рижским модерном начала прошлого века. Вся «пряничность» сосредоточена слева (если Вы стоите спиной к улице Калькю), модерн с эклектикой доступен для обозрения на остальных сторонах площади. Смесь модерна и эклектики в этом районе Риги поражает воображение: каждый дом украшен какой-нибудь башенкой, рельефом, скульптурами, затейливым шпилем или росписями. Ну, а выражение «пряничные домики» говорит само за себя: они как будто предназначены для съемок какой-нибудь волшебной сказки. На фоне этой красоты, тем не менее, выделяются три замечательных здания: здания Большой и Малой Гильдий и стоящий справа от них Дом с кошками.
В то время как в остальной Европе гильдией называлось объединение купцов или ремесленников, объединенных строго по роду занятий (ноги тут растут от средневековых цехов), в Риге все было гораздо проще: в Большую Гильдию входили самые богатые купцы, ремесленники (только золотых дел мастера), самые влиятельные чиновники и священники, а в Малую – публика попроще.
Интерес вызывает тот факт, что купцы Большой гильдии пользовались рядом исключительных прав на торговые операции, одним из таких было монопольное право во всем Ганзейском Союзе на использование русского языка при сделках с Россией.
Большая Гильдия (Liela gilde, улица Амату (Amatu), 5) была образована в 1354 году, в тот же год появился и ее собрат - Малая Гильдия, и это далеко не совпадение. До этого времени у рижан была единая гильдия горожан, называющаяся Гильдией Святого Креста и Троицы, а в 1354 году произошел её раскол на две - гильдию ремесленников (Малую) и гильдию купечества (Большую). Термин "Большая гильдия" вошел в обиход только в XV веке, и это объясняется размером самого здания гильдии — у купцов оно было гораздо больше, нежели чем у ремесленников. Следует отметить, что площадь выкупленной у города земли у обеих гильдий была одинаковой, вот только гораздо более богатые купцы смогли полностью застроить свою территорию, в то время как ремесленникам это сделать не удалось. Кстати, даже сегодня разница в размерах обоих зданий хорошо заметна.Влияние Большой гильдии неуклонно росло на протяжении XV-XVIII веков, члены гильдии входили в Рижский Рат и лоббировали интересы своей организации. Только к концу XIX века Большая гильдия теряет рычаги влияния, превращаясь в подобие клуба.
Изначально Большая Гильдия заняла так называемый Мюнстерский зал – старинное здание, когда-то, по легенде, принадлежавшее купцам из немецкого Мюнстера, в котором закатывались роскошные многодневные приемы и даже свадьбы. В начале XV века в здании гильдии был сооружен Невестин покой - в этом помещении запирались молодожены на первую брачную ночь.
Наверное, размах купеческих гуляний ширился, и старого здания стало не хватать, но горожане не желали расставаться с традиционным зданием, поэтому архитектору Карлу Бейне из Петербурга пришлось спроектировать новое здание, бережно сохранив большую часть старого. Новое здание в стиле английской неоготики, возведенное в 1854—1857 годах, хорошо сочетается и с внутренними покоями (настоящей готикой), и с архитектурой площади. От первоначально здания Большой гильдии до наших дней сохранились только фрагмент каменной стены и колонна, выполненная в романском стиле, которые можно осмотреть в подвале современного здания.
В настоящее время здесь проходят разнообразные концерты классической музыки, благотворительные и праздничные мероприятия.
Малая Гильдия. (Maza gilde, улица Амату (Amatu), 6) Слева от Большой Гильдии стоит здание Малой гильдии, похожей на сказочный замок. Построили ее по проекту Иоганна Фельско (1866) на месте средневекового здания XIV века, отделывали помещения еще долгих 22 года. Фасад здания богато изукрашен резьбой с гербами, витражами, стиль постройки - сплошная эклектика. На фасаде со стороны улицы Мейстару расположена скульптура Иоанна Крестителя, покровителя ремесленников, а вход в вестибюль венчает девиз: «Да благословит Бог честный труд». Внутри – настенная роспись, старинные люстры, портреты старейшин. Рассказывают, что если бродить возле здания поздно ночью, то можно увидеть, как по залам Малой гильдии бродит бородатый призрак и неспешно зажигает свечи.
Малой гильдией в средние века называлось сообщество ремесленников, в противовес Большой гильдии, членами которой были рижские купцы. Своим покровителем мастера считали Святого Иоанна Крестителя. Ремесленники, не входившие в состав Малой Гильдии, были ограничены в правах, в частности, они не могли претендовать на звание цехового мастера. Если же ремесленник решался работать в Риге неофициально, то есть без вступления в Малую Гильдию, то его инструменты уничтожались городским палачом. А при повторном нарушении он мог быть просто изгнан из города. Для того, чтобы подмастерье мог получить звание мастера, он должен был выполнить ряд требований ремесленников. Во-первых, он должен был представить на суд так называемый «шедевр» — работу, подтверждающую его высокие навыки и умения. Кроме того, он должен был посетить ряд городов Ганзейского Союза, а чтобы доказать свое путешествие — рассказать о «трех чудесах» каждого города.
Малая гильдия просуществовала до 1936 года (хотя средневековые нормы уже не действовали), вплоть до образования Ремесленной Палаты. Сегодня здесь расположен Музей Малой гильдии, работает Ремесленная школа. Кроме того, в праздники в зале Малой Гильдии проходят благотворительные концерты классической музыки.
Дом с кошками. Ул. Мейстару (Meistaru iela), 10. Стоит на углу площади возле Большой Гильдии. Вполне возможно, что дом с котами, построенный в начале ХХ-го века в стиле модерн архитектором Фридрихом Шеффелем, так и остался бы одним из сотен зданий этого стиля в Риге, если бы не полулегенда-полубыль, его прославившая и сделавшая непременным пунктом остановки для всех экскурсий по Старой Риге.
Жил-был в Риге богатый домовладелец. Дела у него шли замечательно, и только одно не давало ему покоя - рижские купцы не желали принимать его в Большую гильдию - свой представительский орган. О причинах отказа доподлинно ничего не известно, но это и не важно. Решив отомстить купцам, он заказал скульптурные фигурки котов с выгнутой спиной, которые разместил на башенках дома, тем более, что дом этот принадлежал ему, а располагался сей дом прямо напротив здания Большой Гильдии. При этом все коты были повернуты к зданию гильдии тылом, если можно так выразиться, что должно было выказывать крайнее неуважение к славным рижским богачам.Говорят, против нашего домавладельца даже затеяли судебный процесс, да только дело решили в его же пользу - коты, дескать, свободные животные и им не возбраняется гулять, а заодно и стоять, так, как им заблагорассудится. Судебное решение принимались не без финансовых возлияний со стороны строптивого домовладельца, но это, во-первых, к делу не относится, а, во-вторых, доказано не было. Конец же у легенды вполне благополучный: не сумев одолеть назойливого кандидата в суде, купцы решили попросту принять его в ряды своего общества, однако, с тем условием, чтобы коты повернулись к зданию Гильдии своей респектабельной стороной.
Это всего лишь полулегенда, хотя точно известно, что фамилия домовладельца была Блюмер. В остальном же здание являет собой прекрасный образчик модерна. Обратите внимание на композицию орла с распахнутыми крыльями — обращение к теме природы характерно для югендстиля.
Не секрет, что в советском кинематографе Рига снималась в роли многих западных столиц.Вот и кошкин дом исполнил роль берлинской гостиницы "У новых ворот", возле которого штандартенфюрер Штирлиц должен был встретить рейхсляйтера Мартина Бормана.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: