Автор: Майские Горы
Создан: 04.05.2006
Опубликован: 03.06.2006
(отредактирован: 31.10.2007)
Компаньоны: СкиталецЪ, Den-djan*, Sema, Майские горы 2006.
Описание окружающей местности
Перевал. Уже в самом звучании этого слова скрыт его смысл. Перевал, перевалить - завершение какого-то очередного этапа, завершение тяжелой работы или определенного пути. Нам – жителям равнин этот термин скорее напоминает о сугубо бытовых ситуациях. Зато для обитателей горных районов перевал - это в первую очередь «место наиболее легкого и удобного перехода из одной горной долины в другую». Если подходить совсем уж энциклопедически, то перевал – «это понижения гребня горного хребта, к которому по обеим сторонам склона обычно подходят верховья долин рек и их притоков». И во все времена именно с перевалами были связаны основные этапы освоения новых земель.
Наша экспедиция «Майские горы 2006» ставила своей задачей посетить максимальное число горных перевалов в восточной части Крыма. Здесь Главная гряда не образует столь отчетливо видного Южного обрыва и состоит из множества отдельных горных вершин и хребтов закрученных в причудливом зигзаге.
4 мая 2006 года. Наступил пятый день экспедиции. Совсем неласковая погода не заставила наши полноприводные экипажи отменить запланированную на сегодня форсировку двух перевалов – Маски (625м) и соседнего Ворона (630м). В планах нам предстояло пройти из села Междуречье на север в село Земляничное, в котором повернуть на юг и совершить обратный переход через Главную Гряду в село Ворон. По предварительной информации нашего коллеги из Симферополя - Боба дороги по этим перевалам существуют и довольно в неплохом состоянии. С утра выяснилось, что ШНива Семы ехать в горы отказывается, поэтому, переложив с места на место поклажу, расселись по двум экипажам и тронулись в путь.
Примерно посередине между селами Морское и Веселое, на крутом спуске, вправо уходит асфальтовая дорога, по указателю на Междуречье. Три с половинной километра на север до развилки проходим в быстром темпе по достаточно неплохой дороге. Ущелье реки Ворон начинает постепенно сужаться, небольшие горы подступают все ближе и ближе. Справа остаются величественные зубцы Кызыл-Кая и горы Бигла, а прямо по курсу вырастает 500-метровая Хашки. Здесь ущелье раздваивается. Основной рукав – Ворон уходит западнее к одноименному селу, а нам направо, восточнее, по притоку Ворона Ай-Серезу (что в переводе означает Святой Сергей). Еще одно доказательство проживания здесь греческих колонистов.
Буквально через километр появляются маленькие домики Междуречья (бывш. Ай-Серез). Тут же и кончается асфальт. Дорога несколько раз пересекает вброд русло речки. Броды совсем неглубокие, сантиметров по 10-15. Во время очередного пересечения русла прямо в нем, немного присыпанный галькой, стоит старенький ЗИМ. Не сфотографировать такое чудо нельзя. Междуречье неожиданно кончается очень узким, не более 30 метров, зажатым с двух сторон высоченными утесами, входом в каньон. Дорожка огибает строящийся дом и слева от реки вкатывает нас в горы.
Вот они. Настоящие Майские горы. Приключения начинаются. Ай-Серез здесь течет в очень уютном настоящем ущелье. В русле встречаются каменюги размером с джип. Паводок уже немного спал, хотя период «большой воды» еще и не кончился. Но не расслабляйтесь: после сильного летнего ливня в горах эти ручьи превращаются в бешенные потоки, грозящие сбить с ног, разбить о камни. В последний раз по соседней долине реки Ворон селевой поток прокатился в 1998 году. Проведенное обследование показало, что он является достаточно характерным. Выше д. Ворон - это типичный селевой поток. Водомерный пост был разрушен, расходы, определенные сотрудниками Крымского центра по гидрометеорологии, достигли 70 м. По концентрации наносов поток то превращался в типичный сель, то двигался как водный паводок. Во время его прохождения была опрокинута автомашина и погибла женщина.
Рядышком, иногда пересекая русло, тянется отличная грунтовка. И… и кончается шлагбаумом. Разочарование. Упс. Приключение не начавшись, закончилось??!! Как бы не так. Разве нас можно остановить трубой длиною в пять метров. Нет! Мы ничего не ломали. Нет, мы просто это все объехали по руслу реки. Немного вручную расчистив дно, и наметив фарватер движения, потихоньку под командованием штурманов съехали с метрового уступа через густейшие заросли какого-то куста в речку. Немного слалома между камнями прямо в реке и с коротким рыком джипы, срыв бампером земляной бруствер, уже опять на дороге.
Если бы не шлагбаум, то можно смело рекомендовать эту дорогу всем полноприводам. Но… Но только в разгар лета. А не сейчас, в столь не устойчивую погоду. Небо периодически закрываются низкими облаками, зато пока нет дождя и ветра. Хоть на этом спасибо. Еще три километра очень плавного подъема в гору и начинаются первые витки серпантина. Абсолютно нормальная и не сложная дорога. Сложность была в другом. По мере подъема погода испортилась многократно и на высоте 450 метров мы окончательно въехали в облака. Дождя как такового нет, но влажность столь велика, что по дороге стекают маленькие ручейки. Покрытие глиняное, но с вкраплениями камней, что позволяет очень уверенно подниматься вверх.
Вот очередной правый поворот и по левому борту в разрыве облаков открывается величественная картина. 44.54,944 34.50,150 Мы на лысой вершине горы Сан-Алан и внизу как на ладони долина Ворона, а вдали еле угадывается башня Чобан-Куле. Эх, сюда бы в хорошую погоду!!! Внезапно все виды закрываются как по мановению волшебной палочки, и нам остается наблюдать только огромные кучи оленьих какушек!!!! Видимо, они здесь себя чувствуют очень вольготно.
Еще 800 метров почти ровной дороги и мы на перевале Маски 44.55,343 34.50,472. Здесь стоит металлическая «хреновина» для подсчета количества осадков. Как такого перевала можно и не заметить. Видов практически никаких, вокруг величественный лес. Рядышком кормушка для лосей с травой и ящиком для соли. На перевале, занимающем понижение между горой Каласыс-Оба и вершиной Улан-Кая (Юван-Кая), сходятся несколько дорог и троп, район продолжает оставаться весьма популярным для посещения туристами и местными жителями.
После закладки тайника, вернулись обратно на перевал, и обнаружили целую группу пеших туристов, которые никак не ждали увидеть здесь моторизованную технику. Интересно, что они подумали, когда увидели трех, не побоюсь этого слова мужчин, которые вышли из леса с фотоаппаратом, жпс-ом и лопатой??!!! Пригласив руководителя к ноуту и показав ему наш трек, порекомендовали спуск к Междуречью как совсем простой и легкий. На том и расстались.
Начавшийся мелкий, мелкий дождь – не дождь даже, а морось, начал превращать дорогу в этакое липкое месиво. Верхний слой стал безумно скользким, а вот внизу основа была пока еще достаточно твердая. Начинаем движение вниз, на север и сразу встаем перед дилеммой – три дороги!!! Уходим по центральной. Левая, видимо, идет на соседний перевал Ворон, а правая дальше траверсом на восток. Спускаемся.
Такая скучная дорога очень быстро нам надоела, и поэтому через 800 метров после начала спуска мы меняем план. Уходим вброд через Индол и идем на соседний перевал Ворон. И тут же встречаем слева дорогу, которая, видимо, и уходила с перевала левее. В точке 44.55,738 34.49,799 под острым углом встречаем лесовозку, которая по всей видимости уходит налево на село Ворон и прямо траверсом на туристическую стоянку Ворон. Это и есть перевал Сарэениш-Богаз (Воронский перевал, 630 метров). Уже только попытка перевести его название говорит о многом: «сарп» - крутой, «эниш» - спуск. Под самый перевал, лежащий под восточным склоном леситстой куполовидной горы Кисломно, подходят с юга верховья одной из самых селеопасных в Горном Крыму рек – Ворона. На северном склоне, под перевалом, рождается река Индол.
Ну что будем делать?? Домой вроде бы рано. А поехали мы по хребту на запад. Уж куда доедем. Опрометчивое решение. Но мы ни секунды не пожалели. Дорога идет практически на одной высоте, но есть одно большое НО. Это дождь. И это заплывшая колея от шишиги. Следующие почти шесть часов битвы с говнилином, а это действительно «ВЕЛИКИЙ КРЫМСКИЙ ГОВНИЛИН» - цепкий зараза, прямо прилипаешь, – это не в формате кешерского тайника. Одно могу сказать, что поездка была увлекательной, но закончилась экстрЕмальным разворотом на склоне при помощи умершей лебедки. Много чего было, и обреченный почти выкрик кого-то из встреченных туристов, увидевший наш обляпанный грязью караван – «ааа, это же кешеры». За бортом повествования осталась и бабушка-отшельница бредущая в одиночку из Перевального в Феодосию, и много-много чего. Полная версия нашего приключения обязательно будет готова.
В полной темноте мы вернулись на перевал Ворон и окончательно обессилевшие начинаем спуск по ущелью к одноименному селу. Уж что там было, совсем не помнится. Помнится, что очень простая дорога. Серпантин только в одном месте, не доезжая километра до села. И вот в десять часов вечера, совершенно измотанные мы, в сотый раз, преодолев вброд речку, въезжаем в Ворон. Все. Сил нет. И через час нас ждет вкуснейший плов у нашего хозяина в Веселом. И дорога в Морское, где нам надо заночевать.
Какое же это волшебное чувство, когда ты совершенно чумазый в хлюпающих жижей ботинках, сидя на абсолютно грязном кресле, рулишь абсолютно грязным рулем и тыкаешь своими гавнодавами в куски грязи, которые оказываются на поверку педалями – приезжаешь в цивилизацию. Все. Финиш. Быть еще одному кешерскому тайнику, даже больше - чисто джиперскому и достаточно экстримальному, но доступному и стандартным джипам.
Права на редактирование данного тайника принадлежат игроку СкиталецЪ. По всем вопросам обращайтесь в почту в профайле.
Интернет-блокнот
Сообщение об ошибке в тексте тайника
Геокэшинг в соцсетях
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: