Автор: RaFaeL
Создан: 07.05.2006
Опубликован: 11.05.2006
(отредактирован: 28.12.2008)
Компаньоны: 4enix
Описание окружающей местности
Свято-Успенский Косьмо-Яхромский мужской монастырь находится в 40 км от Владимира, в старинном русском селе Небылое. Временем основания монастыря принято считать конец XV века (между 1482/1483 и 1493/1494 годами), хотя по некоторым источникам монастырь существовал уже в третьей четверти XV века. По преданию, монастырь был основан преподобным Косьмой Яхромским. Инок Косма (мирское имя его неизвестно) был сыном "боярина", жившего в "пределах владимирских". Видимо, из-за недостатка материальных средств этого обедневшего "боярина", отрок был отдан на воспитание "соседу-помещику". Будущий инок путешествовал с искавшим исцеления от болезни "господином-боярином" по городам и весям. Однажды летним днем во время отдыха на берегу речки Яхрени отроку явилась на дереве икона Богородицы. Благодаря этому чудесному явлению господин получил исцеление, отрок ушел в Киево-Печерский монастырь, где принял постриг. Через некоторое время он возвратился в родные края и на месте явления ему иконы, в безлюдном тогда урочище Шахматицы основал монастырь в честь ее Успения, а явленную ему икону поставил в монастырь. Чудесно явленный образ Пресвятой Богородицы почитался в монастыре в двух иконах - Успение и "Яхромская (Шахматица)".
В XV – XVI веках церкви и другие строения монастыря были деревянными, они быстро ветшали и на протяжении столетий неоднократно перестраивались. Во время польско-литовской интервенции начала XVII века все окрестные селения сильно пострадали, а монастырь, скорее всего, также был разорен. В 1624 монастырю было пожаловано сельцо Небылое, и здания монастыря были отстроены вновь, но каменное строительство началось в монастыре только со второй половины XVII столетия, когда в качестве вознаграждения за взятые в Москву высоко ценимые святыни (в Благовещенском соборе Московского Кремля хранится предполагаемый древний оригинал образа Богоматери «Яхренской») царь Алексей Михайлович в 1657 году пожаловал монастырю 300 рублей денег и 100 пудов железа на сооружение кирпичной соборной церкви Успения. Согласно Описи 1666 года, у южных дверей Успенской церкви помещалась гробница Космы чудотворца с его святыми мощами.
Возведенный в середине XVII века Успенский собор – самый древний и самый значительный в архитектурном отношении из всех монастырских построек. К сожалению, его внешний облик сильно искажен утратой четырех глав и колокольни (в настоящее время колокольня восстановлена в несколько упрощенном виде и в другом материале). Собор типичен для своего времени: он имеет большой алтарь с тройной апсидой, двусветный четверик храма и трапезную. Основным элементом его декоративного убранства является широкий орнаментальный карниз, состоящий из поребрика, вынесенных вперед прямоугольных профилей и ряда квадратных ниш с ромбическими впадинами внутри (возможно, от утраченных изразцов). С северной и южной сторон карниз разрывают два декоративно обработанных киота, в которых помещались настенные иконы. Над карнизом располагается ряд утопленных в стену килевидных кокошников с профильным обрамлением. Окна церкви украшены наличниками с килевидным завершением, а окна трапезной – наличниками с прогнутым фронтоном. Южный и северный входы в храм сделаны в виде полукруглых перспективных порталов. С северной, обращенной к монастырю стороны, портал, наличники окон и обрамления киота имеют более сложный рисунок. Успенская церковь была возведена местными, вероятно, суздальскими мастерами, старавшимися построить храм, подобный московским церквам того времени. Поэтому Успенская церковь в целом похожа на московские, а также на некоторые суздаьские храмы этого типа, но отличается от них упрощенностью, приземистостью и несколько огрубленным декором.
Возвращаясь к истории монастыря, нужно особо отметить 1665 год, когда по просьбе братии игуменом стал иеромонах Золотниковской пустыни (Владимирская епархия) Митрофан, будущий святой епископ Воронежский. За девять лет его игуменства Космин монастырь превратился в процветающий духовный центр. Был построен новый каменный храм во имя Спаса Нерукотворенного Образа (взамен ветхого деревянного), игуменские каменные келии, полностью обновлено иконное убранство обители. До революции 1917 года здесь хранилось Евангелие с собственноручной записью святого Митрофана, в которой сообщалось, что "выполнено сие Евангелие... при игумене Митрофане, что взят из Золотниковской пустыни... на казенные деньги".
Построенная игуменом Митрофаном церковь Спаса Нерукотворного Образа в течение последующих столетий неоднократно ремонтировалась, но основные ее части сохранились без существенных изменений. В период реставрации 1980-х годов она была восстановлена в своем первоначальном виде. Это относительно небольшая одноглавая церковь возведена на высоком подклете (нижнем этаже), использовавшемся для хозяйственных нужд. Декор ее простой и безыскусный: плоскостной орнаментальный карниз, состоящий из ряда вертикальных прямоугольных ниш, поребрика и нескольких прямоугольных профилей. Над карнизами – ряд плоскостных кокошников. Окна обрамлены простыми наличниками с треугольными фронтонами. При строительстве мастера взяли за образец монастырскую церковь Успения, но существенно упростили ее архитектуру.
В 1690 году была возведена последняя монастырская кирпичная церковь - надвратный храм во имя Святителя Николая, оформивший главный северный вход в монастырь, со стороны села. Позднее он был соединен с корпусом братских келий и благодаря этому с трапезным храмом Спаса Нерукотворенного Образа. Так сложился цельный, удобный для молитвы и труда монастырский комплекс, обнесенный сначала деревянной, а затем кирпичной оградой. Никольская церковь неоднократно перестраивалась в XVIII – XIX веках, сильнее других построек она пострадала и в советское время. Ее современный облик почти полностью воссоздан реставраторами в 1980-х годах. Надвратный Никольский храм небольшой, по композиции такой же, как церковь Нерукотворного Образа, но вместо высокого подклета под ним устроены два проездных арочных проема, являвшиеся главным входом в монастырь. Декор этой церкви небогат, выделяются лишь широкие «барочные» наличники на окнах.
В 1684 году Космин монастырь был передан в ведение Патриаршего дома. В 1711-1712 годах обитель дважды тайно посетила инокиня Елена - бывшая царица Евдокия Лопухина, первая супруга Петра Великого, сосланная им в суздальский Покровский монастырь. За "оказание чести" опальной царице игумену Симону было учинено "следственное дело". В 1726 году Успенский Космин монастырь как "малобратственный" был приписан к Никольскому Волосову монастырю Владимирского уезда, но через год вновь стал самостоятельным.
В XIX веке в монастыре проводились новые строительные работы: в 1833 году были устроены приделы во имя преподобного Космы Яхренского (в южной части главного алтаря Успенской церкви) и во имя новопрославленного святого Митрофана Воронежского (в южной части трапезной храма Спаса Нерукотворенного Образа); над корпусом игуменских и братских келий надстроен второй этаж; почти полностью был перестроен Никольский надвратный храм (поэтому в изданиях начала XX столетия он датирован XIX веком).
В годы революции и советской власти судьба Косминой обители как будто мало чем отличалась от судьбы сотен других закрытых и обезображенных монастырей и храмов. Часть послушников покинула монастырь еще в 1918 году, а в 1923 году монастырь был закрыт. Ограду монастыря разобрали на кирпич. После образования в 1935 году Небыловского района в монастыре размещались различные организации. В Никольском храме находились госбанк, сберкасса, отделение милиции и КПЗ. В Спасском – райисполком. В келейном корпусе – ветеринарный пункт, родильный дом, больница и детский сад, затем – библиотека. В Успенском соборе был открыт клуб, позднее - хлебопекарня и столовая. Монастырское кладбище уничтожено и на этом месте возведены дома с огородами и садами. Была разрушена колокольня и уничтожены главы храмов.
К 1963 году, когда был упразднен Небыловский район, монастырский комплекс был настолько приведен к гражданскому виду, что казалось невозможным восстановить его первоначальную красоту. Но монастырский комплекс привлек внимание органов охраны памятников культуры, и в начале 1980-х годов был отреставрирован Успенский собор. В 1996 году монастырь был возвращен Церкви, а в 2004-2005 годах были произведены основные восстановительные работы.
Возвышенная холмистая местность, на которой расположена обитель, изобиловала родниками чистейшей прозрачной воды. На одном из этих ключей, вверх по течению реки Яхрени, в полукилометре от монастыря, находился святой колодец под сенью, по преданию, изначально устроенный преподобным Космой; ныне колодец возобновлен.
Окрестности этой древней тихой обители очень живописны, особенно красивы дали, открывающиеся от святого колодца. Взор будет очарован чудными видами поднимающихся по холмам дубрав и еловых рощ, цветущих лугов и нежно зеленеющих полей на другом берегу искусственного озера, заменившего собой речку Яхрень, где более пяти веков тому назад явилась в образе Своей иконы Божия Матерь.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: