Есть в горном туризме такой термин - "перевал", который означает понижение в гребне горного хребта или массива. Причём перевальная точка может не совпадать с самой низкой точкой хребта. С тактической точки зрения перевалы служат местами наиболее легкого и удобного перехода из одной горной долины в другую. Как правило, чаще на них обращают внимание при планировании пешего путешествия по горной местности.
В спортивном туризме перевалы классифицируются по категориям трудности для пешего прохождения его туристами. Категория трудности определяется рядом признаков: высота над уровнем моря, крутизна склонов и характер их поверхности, технические приёмы, применяемые при прохождении перевала, условия ночлегов и т.д. Принято выделять 3 категории трудности, каждая из которых делится на полукатегории А и Б. Перевалы 1А категории трудности считаются самыми простыми, 3Б категории трудности - самыми сложными. Перевалы, сложность которых ниже 1А, принято классифицировать как некатегорийные (н/к). Перевалы, сложность которых может возрастать на полукатегорию в зависимости от погодных и других условий (снегопад, внезапное обледенение склонов и проч.), принято дополнительно классифицировать «звёздочкой» (например, 2А*).
Один из таких стратегических перевалов – перевал Ленинградский категории трудности 1Б. Иногда встречается название перевал "ленинградцев", что наводит на мысль о том, что первопроходцами, возможно, были туристы из Ленинграда (ныне Санкт-Петербург). Перевал находится на северных отрогах Южно-Чуйского хребта Алтайского горного массива между долиной реки Верхний Тураоюк (бассейн реки Аккол) и ледником Талдуринский. С Талдуринского ледника берет начало река Талдура, поэтому, по сути, этот перевал находится между двумя речными долинами отделенными хребтом Талдуринская ограда. Категория 1Б означает: высота 3000м (в действительности почти 3300м), крутизна осыпных склонов 30-35°, перевальный взлет осыпной, длиной около 300 м, состоит из мелкой и средней величины камней. Седловина неширокая, осыпная, по середине небольшая возвышенность.
Заходить на перевал удобнее и лучше со стороны реки Аккол, т.к. там более плавный набор высоты по растительности и курумам, и у подножия есть чистое горное озеро бирюзового цвета. Со стороны реки Талдуры будет более крутой подъем по ущелью, несколько перепадов, а непосредственно перед перевалом очень опасные и сыпучие подъемы у ледника. У р.Талдура лес и ручьи, здесь удобно сделать стоянку (после преодоления перевала). С обоих сторон перевала есть едва прослеживаемая тропа, но надеяться на нее особо не стоит. В любом случае, будьте предельно осторожны!!!