При строительстве Транссибирской железной дороги вся территория строительства была разделена на 7 строительных участков. Самым коротким из которых был Кругобайкальсикй – всего 292 версты (чуть менее 310 километров) – этот участок от Иркутска до пристани Мысовой и был назван Кругобайкальской железной дорогой. При строительстве этот участок был разделен еще на два участка – западный (от Иркутска до Слюдянки) и восточный (от Слюдянки до Мысовой).
Проектирование западного участка началось после официального выбора трассировки будущей железной дороги (вдоль Ангары и далее – по берегу Байкала) в апреле 1901 года.
При проектировании и строительстве первого пути КБЖД было предусмотрено устройство двух станций III класса (Порт Байкал и Слюдянка) и четырех станций V класса (Хвойная, Маритуй, Шарыжалагай, Култук). Кроме этого, для увеличения пропускной способности дороги до 15 пар поездов в сутки, устраиваются пять дополнительных безостановочных разъездов: Лиственничный, Толстый, Пономаревка, Бакланий, Хабартуй.
При прокладке в 1911-1914 годах второго пути, все разъезды были превращены в блок-посты.
После закрытия транзитного движения в 1950-1970-х годах по КБЖД все разъезды (кроме Бакланьего) были ликвидированы и полностью разобраны.
Надо сказать, что все станции и разъезды сопровождались обязательным набором линейных и надворных хозяйственных построек, необходимых для проживания служащих дороги: сараи, коровники, отхожие места, ледники, ограды. Все сооружения строились в рамках одного проекта.
Все здания станций и разъездов тоже строились по типовым проектам (исключения – здания вокзалов станций III класса). Но эти здания были гораздо более украшены, и построены в стиле «модерн МПС». Всего на КБЖД к 1917 году было около 250 линейных, станционных и жилых зданий, что составляет примерно 3 постройки на 1 версту.
К сожалению, после закрытия транзитного движения по КБЖД, много зданий с вооружений было утеряно. Ныне осталось лишь 30-35% от имевшихся на 1950-ый год построек.
Тем интереснее посетить уцелевший комплекс построек в живописной Лиственничной пади (или пади Большой Баранчик). Здесь уцелел достаточно большой комплекс построек бывшего разъезда (блок-поста) Лиственничный (на 80 км. КБЖД), в том числе – само здание блок-поста (постройка 1911 год), две путевые казармы постройки 1905 и 1911 годов, хозяйственные строения.
Кроме этого можно полюбоваться живописной падью, по которой протекает река Большой Баранчик, впадающая в озеро прямо у блок-поста. Если прогуляться дальше еще на 1 километр, то можно попасть к тоннелю №1, открывающему (со стороны Порта-Байкал) комплекс тоннелей КБЖД.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: