На дороге между Волковыском и Ружанами, в самой середине пути, есть замечательная деревушка Подороск. Первое упоминание о ней относится к 1522 году. Кстати, а почему именно Подороск? Бытует легенда о том, что в давние времена, когда не было ещё здесь никакого поселения, в реке Зельвянке в этом месте водилось много русалок – одна другой краше. Вечером, когда всходила луна, подплывали они к мосту и начинали зазывать к себе запоздалых путников. Если кого заманит русалка в воду, тот на веки останется в подводном царстве - под ряской. Отсюда и название деревни – «Подороск». Согласно другой легенде, путешественники останавливались здесь по дороге в Ружаны, посему и название связано с сочетанием слов «по дороге».
Подороск - деревня длинная и извилистая, а все самое интересное находится в ее центре, по обоим берегам речки Зельвянки. На правом берегу располагается бывший панский фольварк. Известен он со второй половины ХVІІІ столетия как владение Чечотов, от которых позже перешел в виде приданого к Роману Иннокентию Бохвицу (1845—1900), сыну философа и писателя Флориана Бохвица (1799–1856). Он состоял в первом браке с Казимирой Чечот, во втором - с ее сестрой Елизаветой. Затем Подороском владели старшие сыновья Романа и его внуки.
Остатки старинной усадьбы встречают всех проезжающих парадной кирпичной брамой, которая решена в виде двух зеркально симметричных пилонов, обставленных колоннами, держащих антаблемент. Проезд между пилонами, предназначенный для экипажей, замкнут металлической оградой. В самих пилонах устроены арочные входы. Вообще в те времена брама была обязательной частью фольварка и ей уделяли особое внимание, ведь это первое, что видят гости при въезде в усадьбу. И их надо было удивлять! Вот и появлялись брамы — настоящие шедевры готики, ренессанса, барокко, романтизма, ампира. В поместьях над ними поднимали гербовые вымпелы или штандарты — это значило, что хозяин в резиденции. Брамы совмещались с караульными домиками, часовнями, иногда даже с тюрьмами для провинившихся крестьян. Здесь тоже имеются кое-какие ниши, видимо, для охраны.
Пейзажный парк фольварка с двух сторон охвачен капитальной кирпичной оградой, в которую ритмично вставлены приземистые квадратные декоративные столбы с забавными конусообразными колпаками, покрытыми гранитной щебёнкой. Он занимает сравнительно ровную террасу реки Зельвянки, отличается компактностью и рациональной увязкой с рельефом окружающей местности. Парковые насаждения образуют почти единый массив, сложенный всего несколькими местными видами растений. Фоновыми являются клён, ясень, липа. Центральная часть парка декорирована с флангов древесными группами из клёна остролистного в виде кулис. По её периметру в летний период выставлялись экзотические оранжерейные растения в кадках. Въездная дорога не прямолинейна, а слегка изгибается и тоже обсажена клёном. Вдоль нее слева и справа находятся хозяйственные постройки и флигеля, укрытые деревьями. Сохранилась также пивоварня, а вот деревянная водяная мельница сгорела в 1970 году. Аллея подводит посетителя к дворцу, а затем резко поворачивает в дальнюю часть парка. Почему-то казалось, что в такой усадьбе от ворот к дому карета должна была подъезжать исключительно по круговой дорожке.
Усадебный дом был построен при Чечотах и перестроен при Бохвицах в стиле провинциального классицизма. Это одноэтажное, прямоугольное в плане здание, центральная часть которого двухэтажная, выделена портиком с треугольным фронтоном. В его решении использованы столбы, колонны и аркада на первом этаже, поддерживающая террасу. Оригинальное оформление парадного фасада придаёт простому дому архитектурную изысканность, подчёркнутую парадность. До нашего времени здание сохранилось хорошо, если сравнивать его со многими другими усадьбами. Зайдём внутрь? Крыша есть, полы и перекрытия целы, всё отделано однообразной плиткой. Значит, в XX веке усадьба использовалась и поддерживалась в хорошем состоянии. Ожидания увидеть что-то старинное не оправдались. А ведь когда-то в этом доме была комната Бонапарта с большой коллекцией оружия, были серебряный сервиз с гербами Бохвицев и Чечотов на 90 персон, образ Архангела Михаила работы Яна Матейки, скульптурный портрет Яна Собеского на коне, портреты знаменитых людей ХVІІІ -ХІХ столетий, рода Бохвицев, и портрет Эльжбеты из рода Чечотов. К нашему большому сожалению на второй этаж подняться мы не смогли - не нашли лестницу.
Вблизи усадьбы уцелели постройки ХІХ века, среди которых пивоварня. От дома к берегу речки ведёт тропинка, откуда на противоположном берегу очень хорошо просматривается Троицкая церковь. Ее построили с элементами позднего барокко и классицизма как костел в 1776 году, а спустя 90 лет переделали в церковь. Храм вызывает ощущение основательности и монументальности, в том числе и за счет цвета фасада — просто белый, без каких-либо дополнительных прикрас.
Вообще, усадьба и парк отдают каким-то уединением и романтизмом. Место очень красивое!
Примерно в 700 метрах на восток от усадьбы сохранились развалины фамильного склепа Бохвицей. Там, на холме, поросшем густым лесом, проводились захоронения представителей старинного рода. Говорят, что в XX веке пытались сравнять этот холм, но откопав один из гробов, рабочие так испугались, что бросили это занятие.
По итогам поездок в Беларусь Викка (НЕСЕЗОН) скомпилировала свой опыт, написала статью "Едем в Беларусь!...или бытовуха путешествий" и любезно предоставила мне возможность поделиться ею с вами.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: