Усть-Цильма -это старейший населенный пункт на территории республики Коми, был основан в 1542 г. выходцами из Великого Новгорода на берегу Печоры напротив устья реки Цильмы. Места печорские были известны русским людям издавна. Известен был путь и на нижнюю Печору. Он шел с низовий Мезени по ее притоку Пезе, по притоку Пезы Рочуге и далее через волок на реку Цильму, впадающую в Печору. Этой дорогой в 1542 г. новгородский уроженец Ивашка Дмитриев (сын Ластка) пришел с Нижней Мезени и здесь, на левом берегу Печоры, поселился, но вскоре нашел более удобным правый берег, под горкой и на гари, где лес выгорел, и облюбовал место для жилья. Бил Ивашка челом перед московским грозным царем, и была пожалована ему грамота на земли по Печоре от устья Цильмы вверх и по Ижме. Иван Грозный повелел слободчику Ивашке «на том месте и впредь жити и двор ставити и людей призывати». Дата эта и считается датой основания села Усть-Цильма. На левом берегу в местечке Старое Дворище спустя почти четыре с половиной столетия, в 1982 г. благодарные потомки соорудили памятный знак Ивану Дмитриевичу Ластке там, где в отдаленные времена были срублены новгородцами первые дома слободки. Новая слободка начала «жить и копиться». В 1547 г. была поставлена церковь Николая Чудотворца. Первопоселенцы ставили дворы, разводили скот, ловили рыбу, занимались пушным промыслом. Население росло медленно, принимали далеко не каждого пришельца. Жизнь не баловала усть-цилемцев, слабые духом здесь не выдерживали, и в древних рукописях не раз отмечались такие случаи: «Жилецкие люди разбрелись кормиться в русские и сибирские города». Природа заставляла переносить неслыханные лишения. Но ни пропасти, ни леса, ни снега не остановили смелых людей. Через 20 лет в Усть-Цильме числилось уже 14 дворов с населением 19 человек (взрослых мужчин). «А с угодья Усть-Цилемския волости жильцов, рыбная ловля на реке Печоре ... и всего 14 тонь, а ловят на всех на тех тонях красную рыбу семгу, а в других речках ловят белую, да бобра бьют», — сообщает документ того времени. Новая миграционная волна в Печорский край связана с историей раскола. Прилив русского населения на нижнюю Печору начался с конца XVII века. В истории России это был период, вызванный реформами патриарха Никона. Высылка главы раскола протопопа Аввакума в Пустозерск вызвала бегство старообрядцев на Север ближе к своему вожаку и подальше от преследований властей и церкви. Усть-Цильма становится старообрядческим гнездом на Печоре. В 1745 г. Усть-Цильму постигло большое бедствие — пожар уничтожил все его строения. Однако село не погибло, а быстро стало возрождаться. Русский писатель С. В. Максимов, посетивший в 1856 г. Усть-Цильму, писал: «В начале нынешнего столетия домов считалось в Усть-Цильме уже 120, а жителей 417 душ, церквей — 2, обе деревянные, из которых одна, построенная в 1752 г., обветшала, другая, новая построена в 1853 году». К этому времени на Печоре стала развиваться торговля. Каждое лето сюда приезжали чердынские купцы. К середине XIX века Усть-Цильма стала центром обширного Печорского уезда. Население испытывало постоянную потребность в расширении своих угодий. И в XVIII—XIX веках жители Усть-Цильмы начали в массовом порядке расселяться вверх и вниз по Печоре на 2—3 км друг от друга. Так появились населенные пункты Коровий Ручей, Чукчино, Высокая Гора, Рощинский Ручей, Алехино, Сергеево-Щелье, Барашки, Низева и Мыза. В наши дни некоторые из них уже вошли в административный состав Усть-Цильмы. Возможность строиться вверх или, как говорят местные жители, в гору — исчерпана. Перспектива строительства определена по берегу реки Печоры. Верхним концом села станет деревня Гарево, а нижним— Сергеево-Щелье.
В начале XX века Усть-Цильма стала местом политической ссылки. Усть-Цилемская колония политссыльных в 1910—1912 гг. насчитывала 50 человек. Главенствовали в ней большевики. Среди них были член ЦК РСДРП И. С. Белостоцкий, связная В. И. Ленина Е. Н. Адамович, делегат V (Лондонского) съезда РСДРП Н. Е. Сапрыгин, рабочий Путиловского завода Г. М. Шкалин, поэт Е. М. Тарасов, С. Н. Калмыков и многие другие. Усть-Цильма являлась боевым центром в период установления Советской власти на Печоре. В начале марта 1918 г. здесь по инициативе демобилизованного солдата А. Хатанзейского была создана партийная ячейка. Она назвала себя «Печорской уездной фракцией большевиков». 20 марта 1918 г. в Усть-Цильме состоялся первый Печорский уездный съезд Советов. Осенью 1918г. Печора оказалась одним из участков развернувшейся в стране гражданской войны. В ноябре 1918 г. Усть-Цильма была захвачена белогвардейцами, здесь ими был зверски убит председатель Печорского уездного исполнительного комитета В. Ф. Батманов. После освобождения Печоры от белогвардейцев Печорский уездный комитет РКП (б) приступил к работе. В 1929 г. были организованы первые колхозы. Прославили жители Усть-Цильмы себя в трудные годы Великой Отечественной войны. В двадцать четыре года отважный парень из Усть-Цильмы М. А. Бабиков стал Героем, награды находили его в самых горячих точках войны. В сентябре 1942 г. в составе особого разведывательного отряда Северного флота он участвовал в разгроме врага на мысе Могильный, в 1944 г. на мысе Крестовый, а в сентябре 1945 г. за выполнение задания в десантной операции (Сейсинская в Корее) Макару Андреевичу Бабикову было присвоено звание Героя Советского Союза. В честь знатных людей района — Героев Советского Союза и кавалеров ордена Ленина посажена в Усть-Цильме аллея Славы и сооружена стела «За власть Советов», установлен памятник первому председателю уездного исполкома Совета рабочих и крестьянских депутатов Василию Батманову, погибшему в период установления Советской власти в уезде. Около полутора тысяч жителей района отдали свои жизни на фронтах Великой Отечественной войны. Об увековечении их памяти говорят установленные в деревнях и селах памятники погибшим за свободу и независимость нашей Родины в схватке с фашизмом. В 1986 году недалеко от Усть-Цильмы было открыто подземное месторождение нефти. Это стало заслугой большой группы первопроходцев Севера и специалистов, в числе которых главные геологи Ухтинского территориального геологического управления А. Головань и шестой нефтегазоразведочной экспедиции А. Ляшев, участковые геологи А. Куранов и А. Левин, буровые мастера П. Бабиков и А. Налимов. Ну а самыми первыми «застолбили» месторождение, разумеется, сейсмики из полевых партий №№ 7820 и 839 М. Замилов и А. Канев. Через три года поблизости было открыто Южно-Низевое месторождение нефти, которое удалось ввести в промышленную эксплуатацию раньше его предшественника. А в целом благодаря этим двум открытиям в Усть-Цилемском районе к настоящему времени добыто уже более 360 тыс. тонн «черного золота».
Усть-Цильма известна в республике и за ее пределами как край самобытной культуры. В Усть-Цильме находится единоверческая церковь св. Николая, построенная в 1871 г., молельный дом сторообрядцев. Главным народным праздником села является Красная горка, проводимая с Иванова дня по Петров день (с 7 по 12 июля); по мнению фольклористов именно здесь этот праздник сохранился до наших дней в полном живом обрядовом действии. Имеется в Усть-Цильме народный музей, с великим множеством уникальных экспонатов — произведений народного творчества. Еще раз удивляешься талантам и народной самобытной культуре местного населения. Здесь можно увидеть и атрибуты далекого времени, предметы национального быта. В экспозиции музея представлены также материалы о большевиках, до революции отбывавших в этих местах ссылку, об ученом-исследователе А. В. Журавском, открывшем здесь сельскохозяйственную опытную станцию.
Т.к. в наши дни Усть-Цильма активно развивается и расширяется, то удержаться и не рассказать историю близлежащих деревень, которые скоро, как, например, Чукчино, станут районами Усть-Цильмы, мы не можем. Тем более, что история их настолько интересна, что, возможно, что именно наш рассказ послужит тому, что в упомянутых деревнях появятся новые тайники.
На берегах Пижмы находили пристанище беглые старообрядцы во времена раскола церкви. В начале XVIII века около 1715 г. возник на Великой Пожне на Пижме старообрядческий скит, известный в истории как Велико-поженский. Существование скитников мало, чем отличалось от крестьянского: корчевали лес под поля, расчищали пожни от кустарника. Жили трудно и голодно. В скитском помяннике, обнаруженном В. И. Малышевым, отмечено немало «гладом скончавшихся». Иные из пижемских новоселов зарились на хорошие скитские луга и хотели бы отнять их у скита. Страшные события разыгрались в этом месте. В 1743 г. один из местных жителей Артемий Ванюков, чье имя многими поколениями пижемцев произносилось с проклятиями, донес из-за мелкой обиды архангельскому архиепископу Варсонофию, что в лесных скитах скрывается много людей, которые «на дальнем расстоянии от мирских жителей» находятся якобы «для промыслу», «притом оленей содержат», а на самом деле это раскольники. Варсонофий потребовал вмешательства губернатора, и в пижемские леса, находившиеся тогда в границах Мезенского уезда, отправился воинский отряд под командой майора Ильищева и прапорщика Бородина вместе с «доносителем» Ванюковым, имея инструкцию скит уничтожить. В одной из рукописных повестей говорилось об указе, что он велит «людей, по лесам живущих, потаенных сыскивати, а сыскав и оковав их в крепости, и пожитки их отвозить в Губернскую...». Хотя приказ о том майору подписали держать в тайне, крестьяне, жившие в лесах, при помощи верных людей получили «список» или копию и, не желая покидать обжитые места, по-своему подготовились к встрече карателей. В ночь 7 декабря 1743 г. часть архангельского отряда подошла к селению. В избах не оказалось ни одной живой души: все жители от мала до велика набились в высокую бревенчатую часовню, отломали крыльцо и лестницы и заперлись там. А потом подпалили нарочно для того собранную бересту и свезенные со всей округи старинные рукописные книги и, как свидетельствует один документ того времени, «зажглись собою, загорели, всего мужеска и женска пола с малолетними детьми семьдесят пять человек. А как зажглись, то великий учинился меж ними крык и визг». Сенат, едва дошло до него это дело, осудил посылку такой экспедиции и приказал ее прекратить. Люди сгорели, печальная память об этом «мезенском самосожжении» и других подобных случаях жива и сейчас. На месте разоренного монастырька возникла деревня Скитская. В этой самой деревне Скитской живут сейчас потомки спасшихся обитателей Великопожинского общежития, возрожденного после страшного пожара и просуществовавшего до середины XIX века. Теперь в деревне создана бригада совхоза, есть школа. Но самое притягательное для нас то, что, по всеобщему признанию усть-цилемцев, здесь красивее, чем где-либо поют народные песни. Деревня Гарево. «Гарья» — этот топоним входит в названия многих деревень Коми республики. Русское «гарь» — выгоревшее место в лесу. «Гарья» — место с гарью. Существует предание, что в этих местах были частые лесные пожары. Может быть, в этом предании отражены отголоски старого подсечного земледелия. Но деревня Гарево живет и строится. На этом же высоком берегу располагается хозяйство «Опытное поле». Район этот на Печоре в прошлом был пионером развития сельского хозяйства. Многолетним трудом исследователя Севера А. В. Журавского было доказано, что земля северная — кладовая больших возможностей. За большой вклад в науку А. В. Журавский награжден тремя медалями Русского географического общества. Имя А. В. Журавского дорого печорцам, ибо в судьбе Печорского края роль его велика. Он организовал и провел около 30 экспедиций и длительных научных командировок по исследованию Севера, более 42 тысяч рублей личных средств затратил на проведение экспедиций. Около 500 научных и публицистических трудов и статей посвятил А. В. Журавский вопросам комплексного развития Севера. 12 лет отдал он Северу и его людям. Форпостом науки на Севере явилась организованная и созданная А. В. Журавским в селе Усть-Цильма в 1905 г. зоологическая станция, переименованная в 1908 г. в Печорскую естественно-историческую станцию, а в 1911 г. на ее базе создана Печорская сельскохозяйственная опытная станция. Это было первое научное учреждение в России в приполярных условиях. Далеко заглядывал в будущее подлинный революционер науки. Но на 32-м году жизни в 1914 г. А. В. Журавский погиб. В памяти народной он остался молодым. Дело, начатое им, продолжили советские ученые. На Печорской опытной станции в результате многолетней целенаправленной селекционно-племенной работы создан новый, печорский тип скота холмогорской породы. Научно-исследовательскую и технологическую работу Печорской станции продолжает в настоящее время на новом уровне Государственная сельскохозяйственная опытная станция Коми АССР имени А. В. Журавского. По увековечению памяти энтузиаста ученого сделано много. Перенесен в Усть-Цильму и реставрирован дом А. В. Журавского. В 1980г. в нем открыт народный музей. На одном из домов райцентра установлена мемориальная доска. Поселок Опытное поле переименован в поселок Журавский. Улица Набережная в Усть-Цильме переименована в улицу Журавского. 25 октября 1981 г. в Усть-Цильме открыт скульптурный памятник А. В. Журавскому (скульптор В. А. Рохин). Ниже по течению, являясь как бы продолжением деревни Гарево и Опытного поля, стоит деревня Карпушовка. Основана была одновременно с селом Усть-Цильма в 1542 г. выходцем из верховьев Печоры Карпушкой Носовым. На бугре у ручья Каменский, что разделяет Карпушовку на две части, высится обелиск, посвященный полярным летчикам, стартовавшим в холодное небо Севера, первопроходцам воздушных трасс, погибшим в 30-е годы. В Карпушовке похоронен писатель земли северной В. С. Журавлев-Печорский.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: