Есть на западе Ярославской области небольшая река Кадка с многочисленными притоками, с заросшими перелогом полями – бурным подлеском эпохи так и не состоявшегося в России фермерства. Воздух здесь свеж (не считая экологически чистого запаха навоза с полей), а люди просты и приятны. Таких деревень, как Мартыново, в ярославской глубинке, что дров в поленице - тьма. Колхоз тут всe еще есть, а водопровода всe еще нет. Часть молодежи уехала туда, где вода в кране, где газ, ванна, работа с зарплатой. А другая часть стала копать историю родных мест и нашла там клад. (Геокешири от природы?). Оказалось, что славянские корни предков переплелись здесь с корнями финно-угорскими, и на этой почве выросло самобытное этническое сообщество. Жили прапрадеды на берегах речки Кадка и потому назывались кацкарями – это малая этнографическая группа русского народа со своей культурой и диалектом. Их и сейчас до 2-х тысяч - считают краеведы.
Обособленность кацкарей нашла свое отражение в бытующем прозвище всех дальних и ближних соседей – заволосные. Что, расхотелось в Кацкий стан ехать, волосы жалко? Не бойтесь, заволосные – от слова "волость", то бишь "за волостью нашей" живущие. Хоть и разделена сегодня Кадка по трем районам и волости сто лет в обед нет, а все равно: по Кадке – кацкари, а остальные – заволосные. Для городских кацкари тоже выдумали свое словечко – питеряне. Произошло оттого, что ходили кацкие мужчины в Петербург на работы. Получилось – все городское изначально связано на Кадке с Питером.
Кацкари вообще люди творческие, диалектных слов сохранили и напридумывали чуть ли не тысячи. Язык получился русский, но свой. Главный космогонический миф – о белой корове, живом воплощении солнца – наследие первожителей здешнего края финноугров. Тепло и свет, радость и достаток, да и сама жизнь – все это дары белой коровы. О том, кто счастливо живет, кацкари говорят: «Ну, к нему белая корова пришла!», а старинное приветствие звучало так: «Пусть к тебе белая корова придет!» "Белая коровушка по небесной глубушке цельный день маскалит - светлеть, теплеть дарит. Большинство слов кацкого диалекта вот таким юмором отдают. "Примаскалить" - придти, "умоскалить" – уйти
Один из самых старинных, ныне уже и подзабытый порядком, – демон Чугрей. Существо в наш век сексуальной терпимости крайне продвинутое: интересуется только мужчинами. Как кто чего из запретов нарушит – вмиг закрутит в вихре мужика да унесет невесть куда. Одно от него спасение: закрестить топором свой первый след, как из дому вышел. Поэтому топор у кацкарей в чести. Есть он и на кацком гербе (придуманном местными энтузиастами), и в кацкой легенде о поругании священного дуба. Некий мужик задумал срубить дуб; начал топором махать, а инструмент как выскочит! И в Кадку канул! Искал ушлый мужик топор на дне речном, искал – нет его и все тут! Испугался, отступил от дуба. Так, по мысли краеведов, отразила местная история первые неудачные попытки христианизации кацкарей. Еще один герой, Палучато – огненный летающий уж, приносящий в избу богатство. Кацкий наличник частенько символически воспроизводит на верхней четверти двух змеек в стремительном движении друг к другу. А раньше были знающие люди, что умели приручать местного "дракончика". На дворе главней всех дворовой. Является в красных одеждах, подпоясанный кушаком, вид имеет серьезный. Домовой дома сидит, на двор не показывается. Говорят, на свинью похож, ну да нам увидеть такое чудо не обломилось. А банника и вовсе нет. До 1948 года, когда появилась на Кадке первая баня, мылись кацкари в печках. Печку натопил, все уголья вычистил, намылился и вперед. Только ушат с водой для охлажденья печной атмосферы сунуть надо, а то после протопки там градусов триста. Самое полезное мытье – всех болезнетворных микробов убьет. Рациональные по природе кацкари не только на бани не тратились. Изобретений в быту хватало. В частности, кацкая погремушка. Вырабатывалась из целого бычьего мочевого пузыря – просто, экологично и, главное, практично. "Если ночью кто-то проснулся, прислушался - тишина, колотушки не слышно, сторож спит. За это его накажут березовой кашей. Заголят и выпорют» Читали ли вы когда-нибудь деревенский журнал? Кацкари делают это регулярно. "Кацкая летопись" является правопреемником газеты с одноименным названием. Издается с 1992 года, в каждом номере кацкие новости, рассказы о кацкарях, статьи о кацкой истории, кацкая поэзия и многое-многое другое кацкое. "Кацкая летопись" – единственное издание в России, вещающее на диалекте русского языка. Стоит это удовольствие всего 40 рублей в год.
Ярославские власти, проникшись к усилиям сельчан, сначала заасфальтировали дорогу в Мартынове. А недавно и вовсе соорудили целый разворотный круг для больших экскурсионных автобусов около музея. Помимо экскурсии по музею и селу можно посмотреть на "коменничанье" – своеобразную игру-затею на кацкий манер, потом угоститься томленой картошечкой с топленым молоком из русской печки прямо в одной из музейных изб. В переводе с кацкого, комедию ломают. "Гляженные", туристы значит, во все глаза глазеют да пальчики облизывают. Бренд, что надо. Поди, не двух, а целых трех-четырех зайцев убили кацкари, открыв музей и зазывая московских с питерскими туристов. Быт сберегли, обряды возродили (те же "коменничанья" закончились по деревням в 1995-1996 годах), денег немножко заработали и сами жить веселее стали. В ближайшие годы обещают традиционную кацкую ригу в Музее восстановить – будет полон кацкий двор в прямом смысле слова. "Феномен кацкарства", а может, и не феномен это, а нормальное дело, когда, "есть интерес к истории, этнографии, осознании своей округи как местности с особой традицией". Так или иначе, но большое видится на расстоянии. Иванов, не помнящих родства, у нас пруд пруди, а вот кацкарей среди них почти нет.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: