Монумент Славы (встречается также название Колонна Славы) — памятник монументального искусства начала XIX века в центре Круглой площади в Полтаве (Украина). Установлен в честь победы русской армии над войсками шведского короля Карла XII в Полтавской битве. Одна из главных достопримечательностей центра Полтавы. Пямятник этот, открытый в 1809 году в Полтаве, состоит из чугунной, на гранитном полированном пьедестале, колонны, окрашенной в темно-зеленый цвет, с бронзовыми барельефными украшениями в виде венков, колчанов и пальмовых листьев; наверху колонны - вылитый из бронзы орел с лавровым венком во рту и стрелами в когтях, взором обращен к полю битвы; на пьедестале с двух сторон рельефные арматуры; с третьей надпись: «1709 год 27 июня», помещенная между двумя колчанами, обвитыми венками; такой же бронзовый барельеф и на противоположной стороне. Нижняя часть пьедестала имеет вид крепости, с 18-ю пушками, заделаными в первом ряду камней (10 сняты с бастионов бывшей Полтавской крепости, а 8 взяты в городке Переволочье, где положила оружие Шведская армия), и с чугунной решеткой по внешнему краю уступа ; вокруг памятника поставлены каменные тумбы с железной цепью. Колона отлита на Луганском литейном заводе; гранит, употребленный на пьедестал, найден на берегу Днепра, при городке Келеберд, Кременчугского уезда. Высота колоннеы 10,3 метра. Постройка памятника произведена из городских доходов. Кроме расходов на отливку орла и других бронзовых украшений, удовлетворенных из Кабинета Его Величества, обошлась она в 135 тысяч рублей.
Полтавский областной музыкально-драматический театр им. Н. В. Гоголя — главная театральная сцена области. Театр ставит произведения украинской и русской классической драматургии, особое внимание уделяется творчеству Н. В. Гоголя. Весной 1936 года в Полтаве на базе Харьковского комсомольского музыкального театра был создан украинский музыкально-драматический театр под названием Государственный театр музыкальной драмы, в следующем году он стал областным театром. В репертуаре этого театра были драматические и оперные спектакли. Первый спектакль — «Сорочинская ярмарка» М. Мусоргского в постановке главного режиссёра и основателя театра народного артиста УССР В. М. Скляренко состоялся 1 мая 1936. В составе первой труппы: Е. Хуторная, М. Янковский, Н. Цуканов, С. Евстигнеев, В. Ф. Варецкая, Р. Д. Ефименко, Л. К. и А. И. Иванченко, П. И. Захаров, Е. А. Золотаренко, М. Г. Йосипенко, К. П. Кошевский, П. С. Колесник, Е. Т. Коханенко, М. А. Мицкевич, К. О. Осмяловская , Е. В. Селецкая, Д. П. Степной, Л. В. Солнцева, М. С. Терещенко, Е. А. Хуторна. Театр ставил музыкальные и драматические спектакли: «Сорочинская ярмарка», «Наталка-Полтавка», «Запорожец за Дунаем» (все в 1936), «Банкир», «Правда» Корнейчука (1937), «Таланты и поклонники» А. Н. Островского, «Двенадцатая ночь» Шекспира (1939, режиссёр М. С. Терещенко).
С 1937-го года и до начала Великой Отечественной войны при театре работала актёрская студия. До войны заведение действовало в просветительском доме имени Николая Гоголя на улице Гоголя № 22 (в настоящее время кинотеатр «Колос»).
В ноябре 1938-го года в спектакле «Наталка-Полтавка», поставленном в честь 100-летия со дня смерти И. П. Котляревского, участвовала народная артистка СССР М. И. Литвиненко-Вольгемут. Вступительное слово перед спектаклем произнес украинский поэт М. Т. Рыльский.
В августе 1941-го года на базе труппы театра и части актёров Полтавского колхозного театра им. И. П. Котляревского был создан трудовой коллектив, работавший в 1941—1944 годах в городе Зыряновск.
В марте 1944 году творческий коллектив театра вернулся в Полтаву.
В 1953 году Полтавским городским властями было решено построить новый музыкально-драматический театр, и по проекту архитекторов А. А. Крылова, О. А. Малышенко началось его строительство. В ознаменование 100-летия со дня рождения М. В. Гоголя 7 ноября 1958 года состоялось торжественное открытие нынешнего помещения музыкально-драматического театра им. Н. В. Гоголя (на Театральной площади по улице Соборной № 23).
1950—1960 годы — период высокого творческого подъема и расцвета полтавского театра. Период 1970—1980 гг закрепил за театром славу одного из лучших на Украине. Коллектив театра приглашали на гастроли в Москву и Ленинград, где во время гастрольного турне полтавские актёры представили спектакль «Наталка-Полтавка» на сцене Государственного Большого театра с участием народного артиста СССР И. С. Козловского.
В послевоенный период с театром связано творчество народных артистов Украинской ССР Т. И. Кисляковой, В. М. Кожевниковой, В. И. Конопацкого, Г. М. Лазарева, В. П. Мирошниченко, С. И. Онипко, Б. М. Прокоповича, С. К. Смеяна (в 1951 — 56 гг главный режиссёр), В. Е. Смоляка, В. И. Сумского, заслуженных артистов Украинской ССР Р. И. Алексеенко, В. О. Волковой, А. А. Зазимко, В. С. Кашперский, В. Л. Мироновича, И. П. Моровщика, Л. В. Онищенко Г. И. Опанасенко, Ю. В. Попова, В. Г. Репенка, К. С. Сидорчук, П. К. Лысенко, П. П. Юзефовича, заслуженного деятеля искусств Украинской ССР Е. И. Головатюка, А. П. Пундика, народного художника Украинской ССР В. Геращенко.
Во второй половине 2000-х гг. труппу театра составляют опытные мастера сцены и творческая молодежь. Десять художников коллектива носят звание заслуженных и народных артистов: народные артисты Украины Н. Ножинова, Ю. Попов, Ж. Северин, В. Голуб, В. Скакун; заслуженные артисты Украины В. Репенко, А. Зазимко, В. Гостищев, А. Шеремет, Н. Дудник.
В октябре 2006 года театр получил статус академического.
14 апреля 2006 года перед зданием театра, на Театральной площади со стороны улицы Ленина, был открыт памятник легендарной Марусе Чурай.
Полта́вский краеве́дческий музе́й. В нем собрано множество предметов истории, археологии, природоведчества, этнографии и культуры в целом, свидетельств и материалов об известных жителях города.
Здание было построено в 1908 году, изначально как дом Полтавского губернского земства, по проекту Василия Кричевского, с использованием чертежей Е. Шишкова. Строение стало первым образцом т. н. украинского архитектурного стиля (в терминологии на момент его появления, см. Украинский архитектурный модерн) на Полтавщине. В 1906 году Катериной Скаржинской земству была подарена значительная коллекция музейных экспонатов в общем количестве около 20 тысяч. Чуть позже в музей земства была подарена коллекция Павла Бобровского. В 1920 году все здание губернского земства было отдано Центральному пролетарскому музею Полтавщины, в том же году состоялось открытие экспозиции. В 1920—1941 годах действовала отдельная экспозиция «Кабинет славных полтавчан». В 1921—1924 годах музей возглавлял известный украинский археолог Михаил Рудинский.
Во время Великой Отечественной войны бо́льшая часть экспонатов была разграблена, помещение музея варварски сожжено. После войны осталось всего 37 тысяч экспонатов из 118. В 50-е годы здание было вновь отстроено по проектам архитекторов П. Кострика, В. Крачмера, Н. Квитки и других. Большинство форм строения было сохранено, но некоторые части крыши и ее цвет были изменены, также изменилась отделка и фрески в главном зале.
Здание имеет симметричный Ш-образный план. В средней части расположены вестибюль, центральный холл с парадно развернутыми ступеньками, большой зал заседаний. Другие части имеют широкие коридоры, которые объединяли деловые помещения земской управы, что располагались на двух этажах. На третьем этаже, еще во времена губернского земства, со стороны двора были устроены музейные помещения, в одном из крыльев здания — комнаты отельного предназначения. Подвальный этаж отводится для хозяйственных и архивных помещений. Здание музея построено на спуске, поэтому с главного фасада здание имеет два с половиной этажа, а со двора — три с половиной.
Также на башнях возле главного входа можно рассмотреть пентаграммы в окнах.
Сейчас в музее находятся более 190 тысяч единиц хранения, среди которых более 360 ковров, 155 плахт, большие коллекции предметов нумизматики, вышивок, полотенец, керамических изделий, археологических находок и других ценных материалов. Экспозиция состоит из отделов археологии, истории, этнографии, истории религии и народного искусства. В числе раритетов — древнеегипетская коллекция, группа памяток античного и восточного искусства, казацкие предметы.
Спасская церковь
Спасская церковь — типичный образец древнерусского стиля. Сооружение — прямоугольной формы в виде сруба, снаружи обшито досками. Это единственное на Полтавщине культовое сооружение с гонтовой крышей. Ширина церкви больше 10 метров, длина — 21, высота до верха маковки — около 14 метров.
Сохранившаяся постройка — часть деревянного Преображенского собора Крестовоздвиженского монастыря. В 1695 году после нападения татар на Полтавщину в крепости сгорела церковь, и на ее место в 1705 году был перенесен монастырский собор. Шло время. Собор начал разрушаться. В 1810 году он был разобран. Остался лишь с некоторыми изменениями Спасский придел. Над ним в1845 году по проекту харьковского архитектора А. А. Тона был сооружен каменный футляр, сохраняющий ценный исторический памятник от разрушений. Спасская церковь — свидетель многих исторических событий. После Полтавской битвы в Спасской церкви, по преданию, было проведено торжественное богослужение, на котором присутствовал Петр I.
В 1847 рядом со Спасской церковью построили двухъярусную колокольню. В 30-х годах XX века колокольню разобрали. В 2009 году колокольня была восстановлена в прежнем виде и в том же году освящена. Построенная несколькими годами раньше не слишком похожая на оригинал колокольня используется как часовня.
Памятник на месте отдыха Петра I — памятник монументального искусства середины XIX века в центре Полтавы. Памятник установлен на месте дома казака Магденко, в котором останавливался на отдых император Петр I на второй день после Полтавской битвы 1709г. Одна из главных достопримечательностей центра Полтавы.
Первый памятник на месте отдыха императора Петра I был сооружен в 1817 г. и представлял собой кирпичный обелиск по проекту арх. П. Тарасова.
Сохранившийся памятник сооружен в 1849 г., в честь 140-летней годовщины Полтавской битвы.
Автор памятника — известный русский архитектор и художник Александр Павлович Брюллов (1798—1877), брат Карла Брюллова.
Все скульптурные части памятника изготовлены в Cанкт-Петербурге в мастерской И. Гамбургера методом гальванопластики.
Свято-Успенский собор — главный храм на территории Полтавской крепости. Собор строился 22 года — с 1748 по 1770 год. Руководил постройкой талантливый архитектор С. Стабанский, а строили собор полтавские мастера. Собор был полностью разрушен в 1934 году. В 2000—2004 годах Свято-Успенский собор был заново отстроен.
Памятником архитектуры национального значения (охранный номер 582). является колокольня этого собора, заложенная в 1774 и построенная в в 1801 году. Внешние формы и элементы декора колокольни несут черты барокко. Однако, чёткая композиция, шпиль, а не купол, вход в виде четырёхколонного портика свидетельствуют о значительном влиянии классицизма. Сегодня колокольня Свято-Успенского собора удачно замыкает перспективу главной улицы города — Соборной.
В 1969 году, объявленным решением ЮНЕСКО годом И. Котляревского, по случаю 200-летнего юбилея поэта с помощью акварельного эскиза Т.Г.Шевченко был возобновлен мемориальный комплекс — усадьба И. П. Котляревского.
Музей-усадьба Котляревского открыт в 1969 г. В мемориальный комплекс вошли дом, амбар, сарай, колодец. Усадьба является филиалом литературно- мемориального музея И. П. Котляревского. Во дворе перед мемориальным домом в 1971 г. установлен памятник (бюст) И. П. Котляревскому.
Дом, как отмечается в купчей, в 1751 г. купил дед Котляревского — Иван, в то время дьякон Успенского собора. Интересная информация относительно истории дома писателя была найдена у Г. Данилевского (“Полтавская старина в отношении к времени Петра Великого”), М. Арандаренко (“Записки о Полтавской губернии”), С. П. Стеблина-Каминского (“Биографический очерк жизни и творчества Ивана Петровича Котляревского”), И. И. Срезневского (“Знакомство с И. П. Котляревским”). Старый дом после смерти писателя переходил от одного хозяина к другому. Историк Л. В. Падалка, составляя в 1917 г. “Путеводитель по Полтаве”, вспоминает одного из собственников — Мусия Ивановича Головатинского, который приобрел дом ради того, чтобы сохранить эту реликвию, он с готовностью пускал посетителей в усадьбу. Воссоздание комплекса осуществлялось на основании рисунка Т. Г Шевченко (был здесь в 1845 г.), на котором дом изображен со стороны Ворсклы на фоне Успенского собора; литографии художника Г. Меллина, на котором дом показан от ворот; по воспоминаниям современников и по плану усадьбы 1837 г., найденным в Полтавском областном архиве. Реконструкция осуществлена архитектором В. М. Тертичным . В доме писателя 5 небольших комнат: кабинет, светлица, гостиная, комната экономки и кухня. В дом вмонтированы отдельные деревянные детали из старого дома, такие как потолочные сволоки с надписью и без надписи, часть сеней . В кабинете находятся диван, стол, шкаф с многочисленными книгами на латинском, русском,языках, журналы и др.
Рото́нда дру́жбы наро́дов или Бе́лая бесе́дка — колоннада в Полтаве, один из символов города.
Ротонда была построена в 1909 году в честь 200-летия Полтавской битвы, на бывшем земляном валу Подольского бастиона Полтавской крепости. Во время Северной войны, здесь же, рядом с бастионом находилась сторожевая башня, где солдаты гарнизона и жители крепости отражали атаки шведов.
В годы немецко-фашистской оккупации Белая беседка была уничтожена — на этом месте немцами был устроен артиллерийский наблюдательный пункт. В 1954 году, в честь 300-летия воссоединения Украины с Россией, на этом месте была построена похожая по формам Ротонда дружбы народов по проекту архитектора Леона Вайнгорта. Текст на ротонде цитировал Гимн Украинской ССР, однако после отделения Украины текст был заменён на цитату из И. Котляревского.
Ротонда представляет собой полукруглую колоннаду с восемью колоннами дорического ордера на стилобате, которые несут развитый антаблемент, завершённый аттиком. В 2008 году, ко дню города, ротонда была оснащена светодиодными линейными лампами с чередованием оттенков. Общее количество возможных оттенков — около 256 тысяч. Когда в городе включается ночное освещение, каждый час под ротондой начинается свето-звуковое представление, длящееся 15 минут. Система разрабатывалась во французском городе Лионе.