При использовании данного тайника в условиях диплома предварительное согласование с автором обязательно.
Почти 27 лет назад под Днепродзержинском произошла одна из самых громких авиакатастроф XX века. И хотя в то время в СССР о различных катастрофах писали с большой неохотой, это событие было такого масштаба, что утаить его было просто невозможно. Ведь не каждый же день в одночасье гибнет одна из лучших футбольных команд страны, причем практически в полном составе. Вспомним события тех далеких дней...
Из оперативной сводки: 11 августа 1979 г. в 13.35 на высоте 8400 м в районе Днепродзержинска столкнулись два самолета Ту-134А. Погибли 178 человек - 13 членов экипажа и 165 пассажиров, в том числе футболисты команды "Пахтакор".
В тот день погода в юго-западном секторе Харьковского районного центра Единой системы УВД (РЦ ЕС УВД) была далеко не лучшей. Небо затянули многослойные облака с редкими просветами, вершины кучевых облаков достигали высоты 8-9 км. Тем не менее, по воздушным трассам, пролегавшим над Харьковской областью, довольно плотно шли самолеты. Среди них был и Ту-134А Белорусского управления гражданской авиации с бортовым номером 65735. Самолет выполнял рейс по маршруту «Ташкент - Гурьев - Донецк - Минск». В 13.11 по московскому времени лайнер вылетел из Донецка и взял курс на Минск. Пилотировал самолет экипаж под командованием командира корабля А.С. Комарова. В самолете было 77 пассажиров. Почти треть салона "тушки" занимала футбольная команда "Пахтакор", летевшая в Минск на игру с местными динамовцами.
Немногим ранее, в 12.53 из аэропорта города Воронежа взлетел другой Ту-134А № 65816 Молдавского управления гражданской авиации, выполнявший рейс «Челябинск - Воронеж - Кишинев», под началом командира корабля А. А. Тараненко. В молдавском самолете летели 88 пассажиров, из них 16 - дети в возрасте до 12 лет.
В 7.50 в Харьковском РЦ ЕС УВД заступила на дежурство смена диспетчеров исполняющего обязанности руководителя полетов Центра С. С. Сергеева. В смене было 7 человек, включая одного стажера. Несмотря на то, что воздушная обстановка в районе Центра обещала быть очень сложной, и.о. руководителя полетов расставил диспетчерский состав смены довольно странным образом. Чрезвычайно напряженный юго-западный сектор достался молодому диспетчеру III класса Н. В. Жуковскому. Контролировать работу Жуковского Сергеев поручил диспетчеру I класса В. А. Сумскому.
В 13.17 на шестом часу напряженной работы смены на связь с Харьковским РЦ вышел молдавский Ту-134А. Командир экипажа доложил расчетное время прохода Харькова и запросил разрешение на занятие эшелона 9600 м. Но Н. В. Жуковский отказал ему, сославшись на то, что на 9600 м идет попутный самолет.
Затем на связь с ним вышел командир минского Ту-134А А. С. Комаров, который доложил, что самолет идет на высоте 5700 м, и сообщил свой подписанный эшелон 9600 м. Маршруты полета белорусского и молдавского лайнеров пересекались под прямым углом в районе Днепродзержинска, причем истинный интервал прохождения самолетами "воздушного перекрестка" составлял менее минуты. Но диспетчер Жуковский ошибочно рассчитал, что два самолета по времени разделяют положенные 3 минуты, поэтому без проверки взаимного положения самолетов с помощью радиолокатора дал команду Комарову занимать эшелон 7200 м.
В 13.34 после подтверждения прохода Днепропетровска минский экипаж получил разрешение подняться на 8400 м и ждать разрешения на продолжение набора, потому что навстречу борту 65735 шел Ил-62. И опять Жуковский не удосужился взглянуть на индикатор воздушной обстановки и проконтролировать расположение минского и кишиневского Ту-134А. Тем временем диспетчер Сумской услышал в динамиках доклад командира борта 65735 о пролете Днепропетровска на высоте 8400 м и понял, что происходит что-то неладное. Два самолета быстро сближались друг с другом на одной высоте - их следовало немедленно развести по высоте. Сумской, забрав у Жуковского микрофон, произнес:
13.34.28: "735-й, а вы 9000 займите. Над Днепродзержинском 8400 пересекающий». В ответ в динамике раздалось:
"Понял... (неразборчиво), 8400". Приняв последнюю фразу как подтверждение экипажа минского самолета о занятии эшелона 9000м, диспетчер В. А. Сумской решил, что он разрядил обстановку. До катастрофы оставалась 1 минута 10 секунд. И за это время ни Жуковский, ни Сумской не удосужились хотя бы раз проконтролировать исполнение бортом 65735 приказа о перемене эшелона или просто взглянуть на локатор.
Ровно в 13.35.38 Ту-134А №65816 врезался под углом 95° в своего "близнеца" №65735. Оба самолета шли в облаках и их пилоты не имели возможности визуально обнаружить друг друга. На высоте 8300 метров молдавский самолет вынырнул из облаков и врезался в минский, отсек ему часть крыла и хвостовое оперение и тут же взорвался. Его обломки потом находили в радиусе 20 км от места падения в районе села Николаевка. Опытный пилот минского лайнера даже при разгерметизированном корпусе еще какое-то время планировал, но на высоте 4500 метров машина стала резко падать и упала в районе с. Елизаветовка.
В 14.08 из аэропорта Подгородное уже вылетал Ан-2 поисково-спасательной службы. Вскоре его командир доложил, что в районе сел Куриловка, Николаевка и Елизаветовка разбросаны металлические обломки, а на земле догорают два самолета. Район катастрофы был немедленно оцеплен милицией и войсками, а через несколько дней государственная комиссия приступила к расследованию причин трагедии.
Уже с самого начала расследования стало ясно, что непосредственной причиной столкновения самолетов была ошибка, допущенная диспетчерами. Все упиралось в людей, а именно - в диспетчеров Харьковского РЦ.
Роковая ошибка бьша допущена В. А. Сумским в тот момент, когда он решил, что фраза "Понял... 8400", которую он услышал в ответ на свой приказ борту 65735 занять эшелон 9000 м, была произнесена командиром минского самолета и означала подтверждение о занятии нового эшелона. Экспертиза установила, что фраза принадлежала не борту № 65735, а другому - Ил-62, борт № 86676, и полностью звучала так: "Понял, 676-й, 8400". Это означало, что экипаж А. С. Комарова указание диспетчера об изменении эшелона не слышал и подтверждения о приеме информации не давал.
Оба диспетчера были осуждены народным судом к 15 годам лишения свободы каждый.
Это официальная версия катастрофы, основанная на выводах комиссии по расследованию обстоятельств гибели, которые, в свою очередь, легли в основу приговора суда.
Однако, в канун 29-й годовщины со дня гибели футболистов, журналистом еженедельника "Футбол" Евгением Панкратовым было проведено свое, независимое, расследование. Оно в некоторой степени противоречит официальной версии трагедии. Основанное на информации из открытых источников, подкрепленное комментариями одного из специалистов, принимавшего участие в работе комиссии, оно позволяет по иному взглянуть на обстоятельства катастрофы, которая произошла на этом месте. Свои выводы автор изложил в статье "Оставшиеся на небесах: http://www.ua-football.com/blogs/pankratov/49074831.htm
В лесу на месте, где упал самолет с футболистами, до сих пор не растут деревья. До сих пор то тут, то там попадаются искореженные и оплавленные куски металла - детали и куски обшивки самолета. А кое-где и личные вещи погибших пассажиров. Дело в том, что после катастрофы крупные части самолета увезли. А мелкие, в том числе и вещи, не имеющие ценности, закопали в нескольких могильниках прямо на месте падения самолета. В середине 90-х, когда началась "охота" за металлом, местные жители раскапывали эти могильники в поисках дюралюминиевой обшивки самолета, заодно извлекая на поверхность и вещи погибших.
На месте падения кем-то из родственников установлено мемориальное надгробие и оградка. Местные говорят, что раньше сюда часто приезжали родные погибших, но в последние годы никого не было. Так и стоит это надгробие в запустении, зарастая мхом и травой.
А вокруг шумит прекрасный лес. Остановись. Послушай пение птиц, вдохни этот прекрасный воздух и почти память тех людей, чья жизнь оборвалась на этом месте пасмурным субботним днем 11 августа 1979 года.
В августе 2007 г. автором данного тайника, совместно с собратом-геокешером Евгением - еее, на месте трагедии был установлен мемориальный крест, а руководителем днепропетровской студии православных программ отцом Игорем (Собко) была отслужена панихида по погибшим в авиакатастрофе.
В августе 2009 года, в канун 30-й годовщины со дня трагедии, здесь был установлен мраморный обелиск, а в расположенном рядом с. Куриловка - памятник футболистам "Пахтакора".
К месту катастрофы и тайнику можно добраться на автомобиле по лесным, довольно хорошим просекам со стороны с. Куриловка. Будьте внимательны - надгробие со стороны просеки видно плохо, поэтому ориентируйтесь на показания GPS. В лесу прибор нормально работает.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: