... И вот еще одно "нечаянно найденное" место, хоть и на карте видели его. Ехали «расследовать» века XVII-XVIII, попали в век XX. Зима чем хороша, что замаскирован мусор, а сквозь деревья хорошо просматривается то, что летом не всегда увидишь. Вот и здесь так – сотни раз проезжаешь мимо… и только спустя время заметили. На пригорках, что вдоль Краснофлотского шоссе, помимо разрушенных, «законсервированных» и до нас недошедших усадеб и усадебных парков, скромно возвышается памятник подвигам века двадцатого, отважным морякам, павшим в боях за Родину!
Много таких мест, затерянных или просто проезжаемых мимо… На наш взгляд – нельзя проезжать. Так много лет уже прошло и с каждым годом мы теряем все больше и больше свидетелей и участников страшных событий.
*************************************
О месте:
Братская могила, аллея Гордовцев, памятный знак «Флоту Российскому слава! И вечная память погибшим в боях морякам». Все это в честь героически павших защитников Ораниенбаумского плацдарма и экипажа эсминца «Гордый». Про моряков можно говорить бесконечно, но в этот раз уделим внимание эсминцу «Гордый».
Эсминец «Гордый», один из эсминцев класса «Гневный», был заложен 24 июня 1936 г., спущен на воду 10 июня 1937 года, а вступил в строй 31 декабря 1938 года и вошел в состав Балтийского флота. В других источниках говорится, что «Гордый» впервые поднял свой флаг 23 февраля 1939 года.
«Гордый» нес дозорную и конвойную службу во время советско-финской войны, в начале Великой Отечественной войны входил в состав отряда легких сил Красного Балтийского флота, прикрывал минные постановки, участвовал в обороне Моонзунда и Таллина, сам ставил мины.
Именно перед началом войны командование эсминцем принял Евгений Борисович Ефет, молодой, целеустремленный, он очень любил корабль и морское дело. Именем Ефета названа улица в Евпатории, где он родился и улица в Ломоносове, в Кронколонии.
История эсминца богата:
Дважды спасал экипажи терпящих бедствие эсминцев «Гневный» и «Сердитый».
Входил в отряд главных сил в операции «Таллиннский прорыв» (перебазирование основных сил Балтийского флота из Таллина в Кронштадт 28-30 августа 1941 года, доп.информация тут: http://meridian.in.ua/news/2826.html), во время которой, 28 августа получил «боевое ранение» - в правом параване «Гордого» в 5-8 м от корпуса взорвалась мина. Повреждения оказались очень тяжелыми. Через трещины и разошедшиеся заклепочные швы вода залила все три котельных отделения, причем во втором загорелся вытекший из цистерн мазут. На помощь эсминцу были высланы сторожевой корабль «Коралл» и ледокол «Октябрь», позже подошли тральщик «Гак» и эсминец «Свирепый». Командир «Гордого» капитан 3 ранга Е.Б. Ефет, не желая рисковать всем экипажем, приказал остаться на корабле 45 специалистам, а остальных моряков взял на борт тральщик. «Свирепому» удалось взять «Гордый» на буксир. Почти двое суток длилась его буксировка в Кронштадт, так как ночью приходилось становиться на якорь. За это время он подвергался массированным атакам авиации. Отражая ее налеты, зенитчики «Гордого» расстреляли весь боезапас. На эсминец было сброшено 267 бомб, но ни одна из них не попала в цель. Корабль дошел до Кронштадта.
Позже, 29 сентября «Гордый» получил тяжелые повреждения в результате авианалета и был переведен в Ленинград для ремонта на Балтийском заводе, где ремонтировался до 8 октября.
Осенью 1943 года эсминец был включен в состав отряда кораблей, предназначавшегося для эвакуации гарнизона Ханко, располагающегося на одноименном полуострове в серенной части устья Финского залива. Значимость этого гарнизона нельзя оставить без внимания (посвященный ему тайник - http://www.geocaching.su/?pn=101&cid=11151) :к началу войны там была создана мощная группировка береговой артиллерии, которая во взаимодействии с кораблями и авиацией преграждала вход в Финский залив. Но с конца июня 1941 года активность противника, особенно его артиллерии, резко возросла, все силы врага, сосредоточенные у границ базы и на прилегавших к ней островах, были сведены в так называемую «ударную группу Ханко». Оборона базы позволила не только отразить все удары противника, но в течение июля - августа захватить 19 финских островов. Однако после эвакуации Таллинна положение военно-морской базы Ханко значительно осложнилось. Она оказалась в глубоком тылу противника, русские войска численностью 30 тысяч человек были отрезаны от главных сил флота и заперты в городе Ханко. Организация сообщения с базами восточной части Финского залива в условиях большой минной опасности была исключительно сложной задачей. К тому же побережье почти на всем протяжении находилось в руках противника. Встал вопрос об эвакуации, но Ставке и Наркому было не до Ханко: начался непосредственный штурм Ленинграда. Вновь об оставшейся далеко на западе базе вспомнили уже с началом ледостава. Командование Краснознаменного Балтийского флота (КБФ) вышло на Военный совет Ленинградского фронта с предложением немедленно начать полномасштабную эвакуацию ВМБ Ханко.
13 ноября 1941 года «Гордый» вместе с эсминцем «Суровый», минным заградителем «Урал», несколькими катерами и тральщиками начали движение от острова Гогланд, мимо острова Найссар, направились к полуострову Ханко и ночью попали на минное поле. Сначала мины рвались в параванах тральщиков, затем погибли морской охотник, тральщик, подорвался «Суровый». «Гордый» вышел в голову отряда. Однако смерть преследовала отважный корабль. Мин было так много, что краснофлотцы были вынуждены отталкивать их от борта «Гордого» руками.
14 ноября в 3.20 под водой раздался глухой взрыв (вероятно, сработал минный защитник), но параваны не были проверены, и эсминец продолжал движение, выкатившись влево с протраленного фарватера. Через 10 минут по левому борту раздался сильный взрыв, из пробоины вырвались клубы пара. Мина взорвалась в районе 1-го машинного и 3-го котельного отделений, все находившиеся там люди погибли. Корабль получил крен на левый борт, разрушения продолжились, помещения заполнялись водой, крен увеличивался, эсминец лишился электроэнергии и не мог использовать водоотливные средства… события вынудили командира принять решение дать команду матросам оставить корабль, однако через несколько минут в корме раздался взрыв второй мины и «Гордый» лег на левый борт. Подоспевший на помощь команде морской охотник «кричал»: «Командира и комиссара на катер!», но командир «Гордого» прокричал в ответ, что они с комиссаром Сахно сойдут последними. Охотник снял большую часть экипажа, 72 человека (по другим данным – 76-80 человек, позже еще 12-20 человек добрались самостоятельно до острова Гогланд на шлюпке, пройдя за 20 часов 100 миль под парусом при 8-балльном ветре).
Тем временем, эсминец, встав почти вертикально, начал медленно тонуть. На полубаке «Гордого» оставались еще краснофлотцы, не успевшие или не сумевшие прыгнуть на катер, Ефет и Сахно не сочли себя вправе покинуть их. Они запели «Интернационал», матросы подхватили. Катерники сняли шапки. Кто-то с высоко задранного носа «Гордого» надрывным голосом крикнул: – Прощайте, товарищи! Недолго звучал мужской хор над штормовым заливом. Они ушли со своим кораблем ко дну.
К Ханко из этого конвоя пришли лишь Т-215, заградитель «Урал» и два морских охотника.
В наше время затонувший эсминец «Гордый» лежит на дне Финского залива на глубине 58 метров.
*************************************
Часть информации сокращена, если эти места и истории, связанные с ними, вызвали интерес, Вы можете дополнения найти на просторах интернета, в указанных источниках, а так же в школьном музее Боевого пути эскадренного миноносца «Гордый». Ближе к лету тайник будет переведен в разряд традиционного или даже пошагового. Пока не удалось связаться со школой-музеем (в планах включить его посещение в тайник).
Но немного о музее:
Он был создан 8 мая 1972 года в средней школе № 6 г. Ломоносова, инициатором создания музея стала вдова командира корабля Валентина Ивановна Ефет и первый директор школы – Мочалова Любовь Андреевна. Аллея Гордовцев появилась на год раньше, 22 мая 1971 – по инициативе ветеранов «Гордого», пионеров школ и общественности г. Ломоносова.
Музей посвящен боевому пути эсминца «Гордый», принимавшему участие в Финской кампании, в Таллинском переходе, называемом «Прорыв сквозь смерть» в 1939 году, в великой Отечественной войне 1941-1945 годов, многие экспонаты сделаны руками оставшихся в живых Гордовцев, учителей и учащихся школы.
После капитального ремонта школы в сентябре 2011 года школьный музей «Боевой путь эскадренного миноносца «Гордый» принял своих первых посетителей. На протяжении всего 2012 года проводились экскурсии по обновленной экспозиции музея для школьников и жителей Петродворцового района.
Музей находится по адресу: ул. Победы, д. 28, корпус 2, г. Ломоносов, Санкт-Петербург
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: