Астраханская земля богата природными ресурсами и плодами человеческого труда, но основное ее богатство – духовность населяющих ее людей.
Астраханский регион только в XVI веке вошел в состав России, после чего были возведены красивейшие храмы и монастыри, - прибежище и защита православных христиан, дающие утешение, исцеляющие души и тела, объединившие верующих в единую силу.
Главный храм города – Успенский кафедральный собор. Об этом и других святынях, находящихся на территории Кремля, повествует тайник: http://www.geocaching.su/?pn=101&cid=12774
Мы же с Вами рассмотрим другие, не менее значимые православные храмы города.
Иоанно-Предтеченский мужской монастырь. Собор Иоанна Предтечи.
Этот монастырь был поставлен уже за пределами Земляного города, на противоположной стороне реки Кутум, к югу от впадавшей в Кутум речки Луковки. Строительство соборного храма закончено было в 1697 году. Тогда же была возведена и каменная двухъярусная монастырская колокольня при западном входе в обитель. Территория монастыря была обнесена вначале деревянными стенами, по углам были установлены небольшие башенки.
Иоанно-Предтеченский (или Ивановский, как он назывался обычно), быстро приобрел значение важного фортификационного сооружения на астраханских пригородных рубежах.
Во время известного Астраханского восстания стрельцов и горожан, весной 1706 года, монастырь стал опорой для прибывших из Москвы правительственных войск во главе с фельдмаршалом Шереметевым.
До наших дней дошел только Сретенский храм, переименованный в Иоанно-Предтеченский, построенный в древнерусском стиле. Он поражает своею легкостью, воздушностью, красотой. Храм построен в форме креста и увенчан пятью главами, которые как языки пламени устремляются в небо восьмиконечными крестами. Эти пять глав покоятся на двух рядах из кокошников, обхватывающих храм со всех сторон. Все три притвора имеют одинаковую прямоугольную форму, завершаемые полукруглым верхом, только центральный притвор имеет еще перед входом особый пристрой, украшенный шатровым верхом с особой главой – луковичкой и крестом.
В 1989 году храм был возвращен верующим и теперь выполняет роль соборной монастырской церкви. 22 февраля 1995 года официально указом Святейшего Патриарха Алексия II Иоанно-Предтеченский монастырь был восстановлен в своем звании.
Кафедральный собор Покрова Пресвятой Богородицы.
То место, где сейчас находится Покровский собор, до начала XIX столетия называлось Болдинской степью, и было покрыто солончаками, зарослями камыша. В начале XIX века здесь, вдоль берега реки Волги, стали селиться казенные крестьяне. Здесь возникли Бондарная, Кузнечная и Колесная слободы. Весь этот район получил название «Селения». Храм был построен в 1879–1885 годах по проекту архитектора Знаменского. На строительство храма было затрачено 95 тыс. рублей, из них львиную долю пожертвовал купец Иван Иванович Губин. В 1887 году он был избран церковным старостой и до самой кончины бессменно выполнял свои обязанности.
Храм построен в древнерусском стиле с высокой двухъярусной колокольней в одной связи. Венчает его один массивный барабан с восемью высокими прорезными окнами. После революции, в годы антирелигиозных гонений, Покровский храм сохранился лишь благодаря мужеству как священников, так и прихожан. Покровская церковь не подвергалась такому варварскому ограблению и разрушению со стороны советских властей, как другие астраханские храмы. Хотя эту церковь тоже закрывали в 1941 году на девять месяцев и здесь находился склад, но внутренняя обстановка храма не была тронута. В 1942 году храм вернули верующим, а в декабре 1943 года Покровская церковь была официально объявлена кафедральным собором.
Собор Владимира равноапостольного.
Один из красивейших храмов не только в Астрахани, но и в России построен в ознаменование 900-летия Крещения Руси. Архитектура его выдержана в подражании древневизантийскому стилю.
Храм возводился на самой границе русской и татарской слобод и должен был служить, кроме всего прочего, миссионерским целям. И, как станет ясно из дальнейшего повествования, его можно считать символом характерной для Астрахани межрелигиозной приязни.
Храм строился на пожертвования горожан. Сооружение храма стало поистине общегородским, общенародным делом. Храм строился и на копейки бедноты, и на тысячи купечества. Все работы производились под надзором городского архитектора Коржинского и продолжались около семи лет. К 1902 году все основные работы по строительству храма были завершены. Для участия в освящении храма в Астрахань был приглашен сам Иоанн Кронштадтский.
Один из приделов храма был освящен в честь Николая Чудотворца. Среди прихожан храма было много моряков и судоремонтников с Эллинга, где располагались астраханские верфи, поэтому иногда Владимирский собор называли «морским собором». Интересно, что Николай Чудотворец также почитается мусульманами, которые называли его даже «русским Богом».
Левый придел храма назван в честь Святителя Алексия, Митрополита Московского, чья деятельность была связана с обращением татар Золотой Орды в христианство.
Во время революционных событий и мартовского рабочего восстания 1919 года Владимирский храм подвергся немалым разрушениям от огня судов Волжско-Каспийской флотилии. Долгое время в советский период храм был кафедральным собором. После закрытия в 1939 году он чудом избежал уничтожения. В Астрахани живет такая легенда: «Когда храм был закрыт, то местные власти приняли решение о его сломе. Татары, жившие рядом с храмом в слободе Царев, глубоко возмутились этим. Большинство из них принимало участие в строительстве храма как каменщики или в каких-либо других работах, хотя все они были мусульманами, но православный храм, построенный их руками и как их детище, и как украшение города Астрахани, не должен был быть разрушен. Татары отправили делегацию в Москву к Калинину и у него на приеме добились решения о сохранении храма». В храме был устроен склад. В 60-х годах была предпринята вторая попытка сноса храма – и опять астраханцы возмутились этими замыслами. Есть предание, что одна женщина забралась на купол и привязала себя к кресту. Жившие рядом татары окружили церковь живым кольцом и трое суток сидели и жгли костры, не допуская взрывников. Встретив такой отпор, городские власти отступили. В 1967 году было вынесено решение о переоборудовании храма под автовокзал.
Лишь в 1999 году автовокзал был перенесен на Привокзальную площадь, а собор был возвращен Церкви. Освящение Владимирского храма состоялось в октябре 2002 года, когда Астрахань посетил Святейший Патриарх Алексий II.
Церковь Иоанна Златоуста.
Ближе к середине XVIII века в юго-западной части Земляного города, на так называемом Киселевском бугре, возникла Безродная слобода из беглых поселенцев. В 1763 году в слободу была перенесена деревянная церковь в честь Святителя Иоанна Златоуста. В 1824–1826 годах на средства прихожан и благотворителя Ивана Петровича Шарыгина была построена новая каменная церковь. Иоанно-Златоустовский храм украшала высокая двухъярусная колокольня, выстроенная с ним в одной связи в 1826 году. 10 марта 1919 года во время восстания астраханских рабочих против Советской власти колокольня храма была снесена выстрелом из орудия с миноносца «Московитянин». В 1923 году на средства верующих колокольня была вновь восстановлена в прежнем виде, но при закрытии храма в 1938 году вновь была сломана. Интересно, что колокола Иоанно-Златоустовской церкви были настроены по камертону. В 1944 году Иоанно-Златоустовский храм был снова открыт для посещения верующими.
Внешний вид храма сейчас мало отличается от дореволюционного. Храм построен в классическом стиле, венчается мощным шлемообразным куполом. Фасад украшает несколько лепных изображений, появившихся намного позднее построения храма – в конце XIX века. Они были восстановлены в 1956 году и сейчас гармонично вписываются во внешний облик церкви.
25 августа 2001 года состоялось торжественное освящение закладки первого камня в основание новой колокольни в точном соответствии со старыми формами, в строго классическом стиле.
Благовещенский женский монастырь.
На перекрестке улиц Советской и Калинина до сих пор можно увидеть сохранившуюся часть некогда обширного комплекса Благовещенского женского монастыря. История женской обители на этом месте начинается с начала XVIII века – до этого здесь находился древний Вознесенский мужской монастырь. Вознесенский монастырь был первым церковным строением, возникшим за пределами Кремля и Белого города, на той территории, которая в середине XVII века получит название Земляного города.
В монастыре было два храма, часовня в честь Николая Чудотворца, а посреди монастыря, между соборами, располагалась часовня с хранившейся здесь главной святыней обители – иконой Божией Матери «Живоносный источник».
Стены монастыря, опоясывающие его по всему периметру, имели несколько башенок как с восточной, так и с северной стороны. Эти башенки имели округлую форму, были увенчаны каменными шпилями с флюгерами в виде ангела наверху.
С установлением Советской власти в Астрахани монастырь был упразднен. На его территории размещались в разное время военная часть, госпиталь, детский дом. Храмы и колокольня в 1930 году были снесены. В 1949 году большая часть монастыря была передана Астраханскому облвоенкомату.
В настоящее время часовня Святителя Николая восстановлена и открыта для верующих. Проводятся мероприятия по восстановлению остальных монастырских сооружений и возвращению их верующим.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: