В мире есть места, всегда служившие местом паломничества людей той или иной веры. Рим, Иерусалим, Мекка, Медина… село Любавичи, затерянное в перелесках между Смоленском, Оршей и Витебском вполне можно поставить в этот ряд. Именно в Любавичах родилось и развилось иудейское религиозное течение Хабад (его до сих пор называют Любавическим хасидизмом). Адептов этого движения можно встретить везде: от Нью-Йорка (где сейчас и находится «штаб-квартира Любавичских ребе») до Токио, от Иерусалима до Хельсинки. Нельзя их встретить только в Любавичах – отдаленном селе Руднянского района Смоленской области.
Начало
Село Любавичи впервые упоминается в 1654 году. Сперва деревня входила в состав Речи Посполитой, потом, после первого передела Польши, вошла в состав Российской империи. С 1784 года – местечко Любавичи Оршанского уезда Могилевской губернии. Любавичи входили в известную «черту оседлости» - территорию, где евреям в Российской империи дозволялось жить без всяких ограничений. Соответственно и состав населения деревни был очень пестрый: русские, белорусы, евреи. В 1800 году в Любавичах было 99 еврейских дворов.
В центре села в 1725 году была построена униатская церковь, построенная в стиле Виленского барокко (образцов этого архитектурного стиля на территории РФ всего два – один из них до сих пор сохранился в Любавичах). Правда, в конце XVIII церковь подверглась незначительной перестройке, когда, после указа Екатерины II церковь из униатской была превращена в православную. В 1812 году в селе почти две недели стоял французский корпус – больше никаких последствий для деревни война 1812 года не имела.
Расцвет
Расцвет и широкую (всероссийскую) известность село получило с переездом в 1813 году в Любавичи из Ляд рабби (раввина) Дов Бер, сын Шнеура Залмана. С этого времени село больше чем на сто лет стало крупнейшим мировым центром иудаизма. И даже само движение было названо Любавическим, по названию села. А руководителей движения стали именовать не иначе, как Любавическими ребе. По традиции, все Любавические ребе были из одной семьи Шнеерсонов. При этом третий, четвертый, пятый и шестой Любавические ребе родились именно в Любавичах.
В 1860 году в Любавичах насчитвывалось 2500 человек, причем больше половины населения составляли евреи. В центре села находился большой двор Любавичских ребе, в котором находилась одна из лучших библиотек, посвященная иудаизму (библиотека уцелела, сейчас часть библиотеки Любавичских ребе находится в Москве, в Российской государственной библиотеке, а часть в Нью-Йорке, в центре Любавичского хасидизма).
Кроме библиотеки трудами Любавичских ребе в селе действовало пять синагог (столько же, сколько в почти миллионной Москве), было двухклассное высшее еврейское училище первого разряда. В конце XIX века (1897) в селе была образована публичная библиотека.
В 1881 г. евреям принадлежали 238 домов из 382, а евреи составляли почти две трети населения села.
Конец
В 1915 году по причине приближения к Любавичам немецких войск (хотя Любавичи во время первой мировой войны так и не были заняты неприятелем) 6-ой Любавический ребе принимает решение переехать в Ростов-на-Дону. Это стало началом конца для еврейского места Любавичи. Больше Любавичские ребе на свою историческую родину не вернутся. После Октябрьской революции и установления Советской власти, были закрыты все синагоги в селе. Еврейское училище было тоже закрыто в 1918 году. А основанная на его месте начальная еврейская школа была закрыта в 1938.
Но даже после переезда ребе из Любавичей в Ростов-на-Дону, а потом в Ленинград и Нью-Йорк, население села было в значительной части еврейским. По переписи 1939 года в селе проживало 1069 евреев, что составляло более трети населения.
Все кончилось внезапно.
И трагически.
19 июля 1941 года, на 28-ой день войны Любавичи были захвачены фашистами.
В немецкой прессе писали, что Любавичи являются священным городом для евреев: «святым городом Иеговы, раввинов и ритуальных убийств».
В ноябре 1941 года все еврейское население села было собрано вместе, и разделено на две колонны – одну, в которой были молодые мужчины, а также – женщины и дети – вывели в лес и расстреляли. Вторую, состоявшую из стариков, пригнали в Рудню, где старых религиозных людей подвергали пыткам, и потом тоже расстреливали. За ноябрь 1941 года было расстреляно более 800 Любавичских евреев - все еврейское население села.
Из рассказа Марфы Лаврентьевны Давыденковой, жительницы села (рассказ полностью взят ОТСЮДА
«На нашей улице было очень мало русских домов. Все наши соседи были евреи: Брис, Розины, Каганы, Левитины, Шур, Рубины и многие другие.
После замужества я жила в городе Ломоносове Ленинградской области. Летом 1941 ехала на лето домой, в пути в городе Витебске, я узнала о войне. С двумя детьми и братом-десятиклассником я добралась до Рудни, где нас встретил отец с лошадью.
На 27-е сутки после начала войны в Любавичи пришли немцы, и жизнь остановилась. Появились полицаи и постоянный безысходный страх. Жители сидели в домах как тараканы, забившиеся в щели и ждали, что будет.
Мой муж был на Ленинградском фронте, а брат сумел уйти в лес к партизанам.
В начале ноября 1941 года евреев стали собирать в одно место, но они разбегались. Их снова собирали. Сбор был на Шиловской улице, на выгоне, где пасли обычно скот. Но немцы и полицаи с евреями обращались хуже, чем со скотом. Непослушных расстреливали на месте.
Днем 4 ноября колонну евреев погнали к месту расстрела. Старых, ослабленных, а также тела расстрелянных на месте сбора, везли на телегах. Местным жителям запретили в этот день выходить из дома. В тот день расстреляли 483 еврея. Позднее на этом месте расстрелы и захоронения продолжались.
Удалось скрыться нескольким детям, в том числе нашему соседскому восьмилетнему мальчику Мееру Кагану. Его мать готовила мальчику побег. С ним была запасная смена белья, баночка масла и хлеб. Но мать не сказала сыну самого главного, чтобы он бежал не к людям, а подальше от Любавичей, в лес, в поле. Меер бежал, полз и добрался до нашего огорода, где его забрал полицай. То же произошло и с другими детьми. Их собрали в один дом, потом расстреляли, тела бросили на тела расстрелянных матерей и родных.
Оставшиеся в живых русские жители ждали, что после евреев будут расстреливать семьи партизан и коммунистов, которые были во всех семьях. Такие расстрелы были, но всех расстрелять не успели.
В период моего детства разговорным языком в местности вокруг Любавичей был идиш, и я его знала».
Постскриптум. После конца.
Ныне в селе Любавичи руднянского района Смоленской области проживает 460 человек. Состав населения – русские и белорусы. Евреев среди жителей Любавичей нет. Остались только памятники невинным жертвам нацизма. И старые могильные камни на старом еврейском кладбище.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: