Этот тайник предназначен в основном для гостей Санкт-Петербурга.
Исаакиевский собор. Известные факты.
Исаа́киевский собо́р (официальное название — собор преподобного Исаакия Далматского) — крупнейший православный храм Санкт-Петербурга. Расположен на Исаакиевской площади.
Построен в 1818—1858 годы по проекту архитектора Огюста Монферрана; строительство курировал император Николай I, председателем комиссии построения был Карл Опперман.
Торжественное освящение 30 мая(11 июня) 1858 года нового кафедрального собора совершил митрополит Новгородский, Санкт-Петербургский, Эстляндский и Финляндский Григорий (Постников).
Высота собора 101,5 м.
Нынешний Исаакиевский собор - это уже четвертый собор, построенный на этом месте. Первая же церковь была сооружена еще в 1709 году. После этого собор неоднократно перестраивался, и современный облик приобрел только в 1858 году.
В соборе три алтаря, главный посвящён Исаакию Далматскому, левый — Великомученице Екатерине, правый — благоверному Александру Невскому. Интерьеры отделаны мрамором, малахитом, лазуритом, золочёной бронзой и мозаикой. Работы над интерьером начались с 1841 года, в них приняли участие знаменитые русские художники (Ф. А. Бруни, К. П. Брюллов, И. Д. Бурухин, В. К. Шебуев, Ф. Н. Рисс) и скульпторы (И. П. Витали, П. К. Клодт).
Воскресение Христа. 1841—1843. Витраж главного алтаря
В интерьер православного храма был включён по предложению Л. Кленце витраж — изначально элемент убранства католических церквей. Изображение Воскресшего Спасителя в окне главного алтаря было одобрено Священным Синодом и лично императором Николаем I. Созданием эскиза витража для Исаакиевского собора занимался немецкий художник Генрих Мария фон Хесс, изготовлением в стекле руководил М. Э. Айнмиллер — глава «Заведения живописи на стекле» при Королевской фарфоровой мануфактуре в Мюнхене. Площадь витража составляет 28,5 квадратных метров, детали скреплены свинцовыми пайками. К 1843 году витраж был установлен в окне собора в Петербурге. Он является ключевым памятником в истории витражного искусства в России. Появление в кафедральном храме столицы стеклянной картины с изображением Иисуса Христа произошло в результате взаимодействия западной и восточной христианской традиций, своеобразного синтеза фигуративного католического витража и запрестольной православной иконы. Установка его в главном храме России утвердила витраж в системе оформления православных церквей страны. Витражи получили «законные» права в православных храмах. А изображение Воскресшего Спасителя на алтарном окне Исаакиевского собора стало иконографическим образцом для многих витражей в храмах России, как в XIX веке, так и в наше время.
В Исаакиевском соборе представлено уникальное собрание монументальной живописи первой половины XIX века — 150 панно и картин. Для работ над росписями были привлечены художники-академисты Брюллов, Басин, Бруни, Шебуев, Марков, Алексеев, Шамшин, Завьялов и другие. Руководство живописными работами было возложено на ректора Петербургской Академии художеств профессора В. К. Шебуева, проект декора и общая концепция росписей были разработаны Монферраном. Работы проводились под контролем императора и Синода. Одной из главных проблем стал выбор техники исполнения живописных панно. По первоначальному предложению Кленце (с ним был согласен Николай I) росписи собора должны были выполняться в технике энкаустики. Однако Бруни, привлечённый к обсуждению способа исполнения будущих росписей, после консультаций с Кленце, прошедших в начале 1842 года в Мюнхене, сделал доклад, в котором указал, что эта техника живописи совершенно непригодна для климатических условий Петербурга. Опираясь на мнение реставратора Валати, Бруни высказался за масляную живопись на холсте, обрамлённую медными рамами с дном. Монферран также склонялся в пользу масляной живописи. Бруни поручили выполнить образец росписи энкаустикой по меди, однако вскоре было решено расписывать стены собора масляными красками по специальному грунту, а образа — маслом на бронзовых досках. Согласно распределению работ Брюллов должен был расписать главный купол (самая большая композиция площадью 800 квадратных метров) и паруса в центральном нефе, Бруни — коробовый свод и аттик главного нефа, Басин — приделы Александра Невского и св. Екатерины. Западная часть собора была отведена под сюжеты на темы из Ветхого завета, восточная — зпизодам из жизни Христа.
Высокая влажность в помещении собора препятствовала созданию грунта, стойкого к неблагоприятным внешним воздействиям. Стену под роспись штукатурили, зачищали пемзой, нагревали жаровнями до 100—120 градусов и наносили на неё несколько слоёв мастики. Невысокое качество основы для живописи стало причиной того, что в некоторых случаях её приходилось удалять, а художникам заново переписывать картины. В отдельных местах грунт отставал от штукатурки. В своём письме от 24 декабря 1849 года Бруни отмечал, что роспись по свежим грунтам невозможна из-за выступающей впоследствии на поверхность живописи из стены «селитряной окиси». Устойчивый состав был создан только в 1855 году, за три года до завершения живописных работ в соборе.
Так как в соборе из-за перепада температур, высокой влажности и отсутствия вентиляции сложились неблагоприятные условия для сохранения росписей в первозданном виде, при декорировании внутренних помещений с 1851 года было решено для оформления интерьера использовать мозаику. Создание мозаичных панно продолжалось до начала Первой мировой войны. Смальта для Исаакиевского собора производилась в мозаичной мастерской Академии художеств. При создании панно было использовано более 12 тысяч оттенков смальты, фоны набирались из золотой смальты (канторели). Мозаичные образы выполнялись с оригиналов Т. А. Неффа. Мозаикой заменили картину С. А. Живаго «Тайная вечеря», росписи парусов главного купола, аттика («Поцелуй Иуды», «Се человек», «Бичевание», «Несение креста» Басина) и пилонов.
август 1941 года. Немецкие войска стоят уже на подступах к городу. Замыкание блокадного кольца вокруг Ленинграда - вопрос ближайшего будущего. А в городе остались бесценные коллекции известнейших мировых музеев: Эрмитажа, Русского музея, вывезенные произведения искусства из пригородов Ленинграда: Петродворца, Пушкина, Павловска. Ясно, что переправить все произведения искусства на "большую землю" не успеть. Да и опасно - бомбардировки идут чуть ли не каждый день. Вывод один: надо прятать эти бесценные коллекции где-то в городе. Но где? И тут было высказано самое на первый взгляд безрассудное предложение: спрятать все... в Исаакиевском соборе. Как? Собор - это одно из самых высокох, и уж точно - самое заметное сооржение города! Шпиль Петропавлоского собора тонкий, его можно замаскировать, но эдакую громаду-то ничем не замаскируешь! А собор великолепно виден за много километров! Идеальная мишень, и в эту мишень предлагается поместить произведения исскуства. Нет, что бы выбрать какой-то неприметный дом на окраине, так предложили самое видное здание города.
Объяснялось все просто. Город (особенно - замаскированный) - это однородное "серое" поле. Артиллеристам для более-менее прицельной бомбардировки обязательно нужен ориентир. А собор, выделяясь из окружающего городского "рельефа", для такого ориентира подходил ИДЕАЛЬНО! Поэтому за все время блокады внутрь собора не попал ни один снаряд.
Факт второй, строительный.
Исаакиевский собор с точки зрения современного строительства - это большой знак вопроса. Поскольку вся громада собора с точки зрения сегодняшней строительной теории, держится, как говорится, на честном слове.
При строительстве собора было использовано свыше 10000 крепких просмоленных сосновых свай, длинной 6,5 метра. Причем сваи забивались на расстоянии, равному их диаметру, то есть на расстоянии 25-30 см. Вроде смотрится основательно.
Но...
Почвы в дельте Невы болотистые, непрочные. Прочные геологические породы, на которые могли бы упереться сваи, находятся на глубине 25-30 метров. Для сравнения, когда в начале 1990-х годов проектировалась башня "Петр Великий" (на Васильевском острове, в устье реки Смоленки), высотой 120 метров (напоминаю, высота Исаакия - 101,5 метра - не сильно ниже), то проектировщиками были заложены сваи длинной 60(!) метров. Под 25-этажные дома обычно используют сваи 30 метров. А тут всего максимум (с учетом того, что сваи забивали в траншеи; точная глубина траншей неизвестна, но можно с запасом принять ее 3,5 метра) 10 метров! Так что фундамент собора в сегодняшнем состоянии напоминает полусгнившую (деревянные сваи все-таки гниют, как бы они просмолены ни были. Причем, как известно, самое активное гниение наблюдается в зоне контакта двух сред - такм, где вода то наступает, то отступает; а в Санкт-Петербурге колебания уровня воды - явление частое) расческу, которая "плавает" в болотистом грунте Невской дельты. Соответственно - предсказать, как поведет себя фундмент собора, абсолютно невозможно. Но и укрепить фундамент исторического здания выходит черезмерно дорого. Так что ученым только и остается, что наблюдать за поведением фундамента памятника архитектуры и просчитывать возможные просадки грунта. На всякий случай любые земельные работы рядом с собором запрещены.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: