Майкопский курган - археологический памятник эпохи ранней бронзы (середина IV тысячелетия до н. э. - середина III тысячелетия до н. э.), курганное захоронение царя или очень богатого родоплеменного вождя, был расположен на восточной окраине Майкопа. Раскопки данного кургана положили начало исследованиям майкопской археологической культуры. Древнее адыгское наименование кургана - "Ошад", которое происходит из адыгской легенды. Приведём ее полностью:
"Жили в горах близ Майкопа пять братьев - пять удалых джигитов: Ошад, Арым, Ченчаушхо, Колясиж и Чимдеж. У них была сестра - красавица Сусао. Однажды витязь Кужоб, будучи в гостях у братьев, похитил их сестру и поспешно направился в свой аул. Братья бросились в погоню, настигли его на правом берегу Шхагуаще... Кужоб неожиданно выстрелил и меткой пулей убил Ошада. Остальные четыре брата продолжали погоню, но Кужоб, по мере того как они его настигали, убивал по одному из братьев. Последний из оставшихся в живых братьев Чимдеж догнал Кужоба и убил около его аула. Сам он тоже получил смертельную рану и вскоре умер. На тех местах, где пали герои и их предали земле, и воздвигли курганы, которым дали имена каждого из братьев. Так появились пять курганов - "Пять братьев": Ошад (Майкопский курган), Арым (Кужорский курган), Ченчаушхо (Хачемзийский курган), Чимдеж и Колясиж (Кабехабльские курганы)"
Долина, где теперь находится Майкоп (в переводе с адыгейского "Устье долины яблонь"), у адыгов называется "Ибгъу" (Восьмисторонней) или "Коэщ". С юга она защищена Негиеже (Орлиной) горой и ограничена рекой Шхагуаще (Белой), с севера - Майкоп-горой, с востока - Махош-горой. С давних времён южанин адыг, направляющийся по делам к своим северным соседям, остановившись на вершине Негиеже-горы и обозрев сверху вниз открывающуюся перед ним долину, нередко восклицал: "О, небо, сделай так, чтобы Шхагуаще обернулась в кундусу (перебродившая с молоком сыворотка), а Ошад - в мамалыгу!"
Исследование и раскопки кургана были начаты профессором Н. И. Веселовским в 1897 году. До раскопок курган представлял собой земляную насыпь высотой около 11 метров с диаметром около 100 метров.
В результате проведённых раскопок на глубине 10 метров 65 сантиметров от вершины кургана обнаружилось кольцеобразное ограждение из известняковых камней, а в его центре - колоссальная могильная яма общей площадью около 20 квадратных метров, углублённая почти на полтора метра. Она имела форму продолговатого четырёхугольника с закругленными выгнутыми углами и вогнутыми стенками. Стенки ямы были обшиты деревом, а дно выложено речным булыжником. Потолок, представлявший собой двойной бревенчатый помост, поддерживался стоявшими по углам четырьмя столбами. Диаметр каждого из них достигал 26 сантиметров. Когда деревянные части сооружения сгнили, они вместе с землёю из курганной насыпи провалились в гробницу и заполнили её. Могила состояла из трёх разделённых деревянными перегородками частей - однокамерной южной и двухкамерной северной.
В большой южной камере был похоронен, судя по всему, царь (или вождь) местных племён. Он лежал на крупных ровно подобранных друг к другу булыжниках, в утробном положении головой на юг, с лицом, обращенным на восток, и при погребении был очень густо покрыт ярко-красной краской. Краска сохранилась и при вскрытии могилы. Тело покойника было сплошь усеяно золотыми пластинчатыми украшениями. На нём было найдено 68 изображений львов, 19 изображений быков, 38 золотых колец, 10 двойных пятилепестковых розеток (будучи наложены одна на другую образовывали символичный десятилепестковый цветок с шарообразной сердцевиной), множество бус разной величины и формы, золотых, сердоликовых, бирюзовых и других. Под черепом покойного лежали 2 золотые ленты-диадемы, 5 золотых ободков неизвестного назначения, 2 гладкие золотые серьги. Очевидно, диадемы были нашиты на упомянутые золотые ленты, а ленты, в свою очередь, были нашиты на матерчатый головной убор — тиару, представляющей собой суживающийся кверху колпак.
В каждой из других камер также было захоронено по одному телу. Но они лежали на основании из булыжников не таких ровных и крупных, а количество краски, покрывавшей тело, было значительно меньше. Но обряд захоронения был идентичным. Все три скелета практически полностью истлели, тем не менее, по предметам, найденным на них и в самих камерах, учёные сделали выводы о половой принадлежности покойников. Как мы уже говорили, покойник из центральной камеры - явно мужчина и очень высокого положения в обществе. В одной из камер была захоронена женщина. Здесь были найдены украшения (но не такие дорогие, как в главной камере), медные сосуды различной формы. Скорее всего, это была служанка или наложница, которая должна была прислуживать господину в загробном мире. Маловероятно, чтобы это была одна из жён вождя - её убийство (даже ритуальное) повлекло бы кровную месть со стороны родственников. В другой камере, предположительно, был захоронен слуга-виночерпий, так как здесь был найден только лишь кувшин-пифос, использовавшийся как раз для хранения вина.
Люди, оставившие Майкопский курган, занимались животноводством и земледелием. Характер погребения и найденные в нём предметы говорят о том, что носители майкопской культуры были солнцепоклонниками. Приверженцы этой религии применяли следующий обряд захоронения: тела располагались в скорченном положении, на правом боку, головой на юг, лицом на восток, их густо заливали ярко-красной краской (суриком). Руки покойников поднимали к голове, это символизировало обращение к восходящему солнцу. Все найденные в кургане предметы хранятся сейчас в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге. Их относят к шедеврам так называемого майкопского звериного стиля. На одном из серебряных сосудов отчеканен горный пейзаж, вероятно очертания Кавказского хребта и двух рек, а также вереница зверей. Считают, что это - своеобразная карта, свидетельствующая о местном изготовлении сосуда. Найденные предметы являются древнейшими в мире памятниками культуры бронзового века.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: