«… как перевалил через хребет в Грузию, так бросил тележку и стал ездить верхом; лазил на снеговую гору (Крестовую) на самый верх, что не совсем легко; оттуда видна половина Грузии, как на блюдечке, и, право, я не берусь объяснить или описать этого удивительного чувства для меня горный воздух - бальзам-хандра к черту, сердце бьется, грудь высоко дышит — ничего не надо в эту минуту; так сидел бы да смотрел всю жизнь»
М. Лермонтов
Военно-Грузинская дорога известна с древнейших времен. О ней в I в. до нашей эры писал Страбон, а в I в. нашей эры этот путь упоминается в трудах Плиния. В то время это была узкая, труднопроходимая и опасная тропа, которая являлась кратчайшим путем через заснеженную цепь Кавказских гор. Дорога упоминается в трудах греческих и арабских писателей и ученых, а в XI—XII вв. она становится популярной в связи с бурным развитием торговли между многочисленными народностями Предкавказья и Грузии, с XIII века в связи с нашествием монголов движение по дороге временно прекращается, но возобновляется и принимает регулярный характер с XIV в.
После подписания в 1783 году Георгиевского трактата о протекторате России над Грузией, в 1801 года дорога, известная с глубокой древности, приобретает военно-стратегическое значение. Уже в 1814 г. по этому пути открылось движение колесного транспорта, поздней, с 1817 г., стала осуществляться связь между Петербургом и Тифлисом так называемой “экстрапочтой”. В 1834 г. начинает функционировать конно-почтовая связь, а с 1911 г. французская акционерная компания открывает регулярный автомобильный маршрут. С помощью кирки и лопаты дорога расчищалась, расширялась, строились мосты, укреплялись берега бурных рек. Благоустройство, постройка, укрепление и содержание дороги было поручено военному ведомству. Отсюда и возникло её нынешнее название: Военно-Грузинская Дорога.
В настоящее время дорога имеет большое народнохозяйственное значение как кратчайший путь из Северного Кавказа в Закавказье (на 1200 км короче, чем железнодорожный путь через Баку), а также огромное стратегическое значение, т.к. она связывает с Россией не только Грузию, но и Армению.
Природа, окружающая Военно-Грузинскую дорогу, всегда вызывала чувство восторга у многих писателей. В своих стихах ее воспели А. С. Пушкин (“Обвал”, “Монастырь за облаками”, “Кавказ”), М. Ю. Лермонтов (“Демон”, “Мцыри”, “Тамара”). А. П. Чехов писал о ней: “Я никогда в жизни не видел ничего подобного”. А. М. Горький, после того как он в 1891 г. прошел всю Военно-Грузинскую дорогу пешком с котомкой за спиной, признал: “Именно величественная природа Кавказа дала мне толчок, который сделал из бродяги литератора”.
Высшая точка Военно-грузинской дороги находится на отметке 2395 м над уровнем моря - это Крестовый перевал, невдалеке от которого в 1983 году к 200-летию трактата на Военно-Грузинской дороге была возведена диорама – арка дружбы и панорамная площадка, с которой открываются потрясающие умопомрачительные виды на окрестности. Суровые скалы, лишенные растительности, образуют узкие ворота и пропасти над бурлящим Тереком, а над головой видна лишь узкая полоска неба. Горизонтальный мир здесь меняется на вертикальный, а замедленное движение по обрывам над вечной красотой учащает сердцебиение. Арка Дружбы - изумительный памятник советской эпохе, иллюстрирующий всю историю Грузии на огромном мозаичном панно, символизирующем братскую дружбу русского и грузинского народов.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: