В 2436 км от Москвы находится Салехард – единственный город на Земле, расположенный на широте Северного полярного круга. С древнейших времен эту землю населяют ненцы, ханты и селькупы. Культура этих коренных народов представляет интерес для археологов, историков и этнографов. Познакомиться с историей края, предметами культуры и быта, палеонтологическими находками Ямало-Ненецкого округа можно в музейно-выставочном комплексе им. И.С. Шемановского. Ямало-ненецкий окружной музейно-выставочный комплекс имени И.С. Шемановского – один из старейших в Сибири. До сегодняшнего дня музей бережно хранит экспонаты, собранные его основателем в начале века. История Ямало-Ненецкого окружного музейно-выставочного комплекса имени И. С. Шемановского восходит к образованию «Хранилища коллекций по этнографии инородцев Тобольского Севера», созданному в 1906 году по инициативе православного миссионера Ивана Семеновича Шемановского (игумена Иринарха). На протяжении нескольких десятилетий Обдорский, а потом Салехардский музей, был единственным краеведческим учреждением на Ямале. Музейная сеть в округе стала развиваться только с середины 1980-х годов. В 1985 в округе были созданы сразу два музея – музей изобразительных искусств в г.Ноябрьске и историко-краеведческий музей в Шурышкарском районе.. За сто лет своего существования музей горел (1908), замерзал (1941-1945), приходил в запустение (30-е годы), переезжал (1961, 1974, 2002 гг), наращивал фонды и терял экспонаты, во главе его сменилось более 15 директоров. Но за свою длинную жизнь он сохранил главное – как и сто лет назад, музей остался культурным явлением в масштабах города и всего региона. Коллекции из фондов музея постоянно экспонируются во многих городах и посёлках округа, а также в Красноярске, Москве, Инте, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Канаде, Германии. Основные черты музея в период 1906-1920 гг. – высокая духовность, глубокий интерес к жизни и культуре аборигенного населения, просветительство. Музей в это время несет на себе отпечаток личности основателя – отца Иринарха, в миру Ивана Семеновича Шемановского. Отец Иринарх приехал в волостное село Обдорск Березовского уезда в 1897 году в качестве настоятеля Обдорской православной миссии с целью «улучшений постановки миссионерского дела» и прожил в нем до 1910 года, оставив по себе долгую и добрую память. Отец Иринарх полагал, что достичь успехов в миссионерском деле можно только путем благотворительности, установлению доверительных контактов с местным населением. Для этого в 1904 г. было создано Обдорское миссионерское Братство во имя святителя Гурия, архиепископа Казанского и Свияжского чудотворца, а при нем - библиотека, в которой к 1910 году было уже 5000 томов, и музей – «Хранилище коллекций по этнографии инородцев Тобольского Севера», в котором к 1909 году хранилось около 250 экспонатов. Музей и библиотека разместились в бывшей лавке купца В.А.Оленева, завещавшего часть своих построек Обдорской миссии. И в дальнейшем пожертвования горожан давали возможность музею и библиотеке существовать и пополнять свои фонды, заниматься просвещением и краеведением, принимать ученых и путешественников: за первые десять лет его посетили такие исследователи, как финский ученый К.Ф. Карьялайнен – автор трудов по религии обских угров; антрополог С.И.Руденко, путешественник и писатель К.Д. Носилов, геолог О.О.Баклунд, исследователь Ямала и писатель Б.М.Житков. Подаренный Б.М. Житковым белый медвежонок до сих пор хранится в фондах музея. После отъезда отца Иринарха в Тверь в 1910 году Братство пригласило обдорянина П.А. Первова, который стал первым светским директором музея. П.А. Первов привел в порядок фонды музея, давал возможность горожанам и приезжим не только осматривать экспонаты, но и работать с ними в помещении музея. Вход в музей в то время был бесплатный, как и работа самого Первова. В начале 20-х годов в Обдорске при музее действует краеведческий кружок. Его участники, среди которых был политический ссыльный Д.Д.Редриков, имевший открытый лист на право производства археологических работ и отсылавший свои отчеты в Кунсткамеру, собирают древние артефакты, обследуют памятники, расположенные в черте города и за его пределами, обсуждают проблемы происхождения местных археологических культур. Новый период, который начался в 30-е годы и продолжался до 1961 года – не самый лучший в истории музея. Его можно определить как выживание. В 30-е – 40-е годы в музее работают люди, плохо понимающие музейную специфику, экспонаты хранятся небрежно, многие утеряны. В помещении музея зимой стоит минусовая температура. Даже такое значимое для города событие, как раскопки на городище Усть-Полуй в 1935-36 гг., проходит мимо музея, а коллекции вывозятся в Кунсткамеру Ленинграда. Тем не менее, в 1951 году в Доме культуры народов Севера музеем были организованы две стационарные выставки: «Местная промышленность за 20 лет» и «Культура народов Ямала – национальная по форме и социалистическая по содержанию». В 1961 году музей переехал в новое здание, началось строительство постоянной экспозиции. В 1962 году создана первая постоянная экспозиция, в которой были отдел природы, дореволюционной истории, советского периода. В 1974 году музей вновь переезжает – теперь в здание по улице Титова, в котором он обитал до 2002 года. К 1995 году в фондах ЯНОКМ хранится уже около 30 000 экспонатов, которые участвуют во Всероссийских и международных выставках (1991 год – выставка в Торонто (Канада); 1997 год – в Бонне (Германия); 1995 и 1997 гг. – I и II музейные Биеннале в Красноярске. Музей участвует в конференциях, издает сборники статей, альбомы, буклеты и каталоги. Весной 1995 года к юбилею победы советского народа в Великой Отечественной войне была создана экспозиция «Будь вечной, память». Этнографическая экспозиция «Тундра - и легенда, и явь» рассказывает о самобытных культурах коренных обитателей края: ненцев, ханты, селькупов. Здесь собраны предметы кочевого быта и орудия труда, культов, одежда и украшения, изделия из кости, меха, дерева, бисера, кожи. В одном из залов представлены эпизодов прошлого, наиболее яркие моменты в истории города: остяцкое княжество и казаки, сбор ясака и знаменитая ярмарка, христианская миссия и политические ссыльные, затем – смена власти, уклада жизни, ценностей. В начале 1990-х стали появляться музеи в городах Надым, Муравленко, Новый Уренгой, Губкинский и в поселках округа. В настоящее время в округе насчитывается 18 музеев разных направлений – краеведческих, историко-краеведческих, картинные галереи, этнографические. В 1996 году музею было присвоено имя его основателя - И.С.Шемановского По инициативе губернатора ЯНАО Ю.В. Неелова в 2002 г было создано новое учреждение – Ямало-Ненецкий окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С.Шемановского. В нем объединились две до того самостоятельные структуры: ГУ «Выставочный центр» и ГУ «Ямало-Ненецкий окружной краеведческий музей им. И.С.Шемановского». Целью объединения было создание учреждения культуры нового типа, отвечающего потребностям современного развития Ямало-Ненецкого автономного округа. Ямало-Ненецкий окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С.Шемановского включает в себя музей с фондохранилищами и экспозиционными площадями, научную библиотеку, архив, выставочный центр, центры визуальных и компьютерных технологий, Имеет филиал – музей-квартиру ненецкого писателя Л.В.Лапцуя. Коллекции фондов музейно-выставочного комплекса насчитывают более 40 тысяч палеонтологических, археологических, исторических и этнографических экспонатов, произведений современной живописи и прикладного искусства, собрания минералов и фауны севера Западной Сибири. Библиотечное собрание включает в себя около 10 тысяч книг и редких рукописных изданий. Ежегодно проводятся выставки и презентации в стенах выставочного комплекса, а также в городах округа, в России и за рубежом. Новый музейно-выставочный комплекс им. И.С.Шемановского стал символом и отражением новой столицы округа, хранителем «коллективной памяти».
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: