Наверное немало найдется дебоширов и пьяниц в истории, которых вспоминают и по сей день. Но так чтобы их вспоминали исключительно потому что они дебоширили и пьянствовали, наверное, единицы. И между прочим, двое из этой немногочисленной группы исторических личностей проживали некогда в Харькове. И было это в середине 18-го века.
Первое упоминание об этих весьма уважаемых, к слову сказать, носивших духовный сан личностях мы повстречали в замечательной книге Савелия Цыпина "Харьков в байках и анекдотах". Так в байке "Весёлые монахи" Савелий Цыпин рассказывает:
"Поп рождественской церкви И.Млодзинский пришёл как-то править службу в своё заведение. И вдруг узрел там незаконнорожденную дочку одной из своих прихожанок.
Был поп, по обычаю своему, не весьма трезв, а посему осерчал, и изгнал девицу за пределы Божьего храма, обозвав при этом её мамашу, мягко говоря, блудницей.
Последняя такого привселюдного оскорбления стерпеть не смогла, и тут же вцепилась священнику в волосы. Завязалась драка, в результате которой Млодзинский поклялся, что не пустит боле нечестивицу на церковный порог. Видя такой оборот, маманя решила пойти на мировую, пожертвовала три рубля на церковь, а попу подарила отрезы тонкого сукна, сафьяна и козью шкуру.
Однако, сие не спасло её от гнева священника – забрав подношения, тот всё же присудил побить виновницу канчуками, и отправил её на год на работы в женский монастырь (чем явно превысил свои полномочия).
В другой раз этот же любивший возлияния служитель культа подрался со своим коллегой – пастырем Николаевской церкви, уже упомянутым выше отцом Иоанном, причём тот также вырвал из бороды и головы Млодзинского несколько клоков волос. Архирею то и дело приходилось разбираться с жалобами на скандалистов. В конце концов, это ему так надоело, что он лишил и одного и другого их мест, и сослал в Святогорский монастырь. Сталось сие в середине восемнадцатого столетия."
Значительно позднее пролистывая первый том Дмитрия Ивановича Багалея "История города Харькова за 250 лет его существования", нам попалась глава, в которой также упоминалось о деяниях сих святых мужей Иоана Младзинского и Лаврентия Кореницкого. "В 1746 г.", пишет Д.И. Багалей," харьковский житель козак Яким Новицкий подал в харьковское духовное правление жалобу, в которой писал, что в 1744-1745 г.г. его многократно ругал священик Михайловской церкви Лаврентий Кореницкий, называл его волшебником, вором и другими непотребными словами; в 1746 г. перед многими людьми снова называл вором, заклинал его дом и всячески ругал, чем причинял напрасный позор и обиду."
Далее Багалей описывает несколько мелких стычек между Кореницким и Младзинским, причиной которых по его мнению являлось, то что оба этих священослужителя попросту не поделили приход. Конкурирующие концессии являлись в дома к прихожанам, для свершения тех или иных обрядов. Тут и происходили ставшие основой для анекдота столкновения между концессионерами.
"Священник Млодзинский пришел в дом Новицкаго," - читаем у Багалея - " где в это время с хозяином полудновали его мастера-гончары. Туда же явился и священник Кореницкий и начал его ругать непотребными словами. Напрасно Млодзинский его останавливал и усовещивал, говоря: "перестань, ради Бога, ссориться, дай мне с людьми посоветоваться". Когда же это не привело ни к чему, то Млодзинский взял его за плечи, вывел с хаты и хотел запереть дверь, потому что уже в третий дом вслед за ним ходил Кореницкий и бранил его, но Кореницкий с великою яростью начал драться и недопускал запирать дверей. Тогда Млодзинский оттолкнул его от дверей- а он, уцепившись за полу Млодзинского, вытащил его за порог и, схвативши за волоса и бороду, упал на землю и рвал у него волосы. Хозяин хаты Новицкий и его гончары, видя такое нападение Кореницкаго на Млодзинскаго, с великим трудом оторвали его руки от волос последнего, при чем вырванные волосы с бороды и головы Кореницкого спрятал себе за пазуху."
В 1748 году, вероятно под давлением со стороны Белгородского епископа Иоасафа(Горленко), враждующие стороны заключили договор "чтобы впредь друг другу ни под каким видом и озлобленный
не чинить". Но вскоре договор был снова нарушен, когда оба врага встретились на поминовении некоего грека Николая. После этой, также увенчавшейся скандалом встречи, Млодзинский жаловался, что Кореницкий угрожал ему смертью.
Оба этих скандалиста друг друга стоили, потому что жалобы на них от прихожан были не редкостью. Кроме описываемой Савелием Ципиным истории с дракой Млодзинского с Кочержихой, от Багалея узнаем о жалобе вдовы священника Рожденственнской церкви Агафия на священника той же церкви о. Иоанна (вполне возможно, нашего героя), которая просила посодействовать в выплате 50 рублей за "бой и увечье", на основании судебного решения, от которого о. Иоан уклонялся. В другом месте узнаем о жалобах канцеляриста Шишки на священника Кореницкого, на то что тот якобы хотел переманить к себе его крепостную женщину. И жалоба некой прихожанки, о том что он(Кореницкий) не хотел ее приобщить Святых Таин.
У савелия Цыпина, читаем о том что "В 1752 году на свадьбе сотника Андрея Топчиева священник Николаевской церкви Иоанн жестоко подрался с городовым атаманом Петром Булгаковым, обзывая того богомерзким, некрещёным бусурманином".
Вот такие боевые священники живали когда-то в Харькове, не чета нынешним. Мы не решились оставить таких знаменательных личностей без внимания и решили посвятить им
небольшой кэш-загадку, разгадать которую не составит вам большого труда.