Есть в Ярославле уголки, в которые нет пока паломничества туристов, редко кто из горожан выбирает их для семейного отдыха и прогулки. А ведь это живописнейшие места городского ландшафта со своей богатой историей и традициями, уходящими в глубину веков. Одно из таких достопримечательных мест – Петропавловский парк и его окрестности. Преобразование этих некогда болотистых земель связано с именем Петра I, по указу которого в Ярославле начало работать первое крупное промышленное предприятие - Ярославская Большая Мануфактура (1727 – 1731 гг). Ее основатель - ярославский купец Иван Затрапезнов, учившийся в Голландии "холщовому делу". Она состояла из двух промышленных и одного жилого комплексов. Первый промышленный комплекс текстильных мануфактур (полотняной, шелковой и суконной) с усадебным домом и регулярным парком располагался у истока Кавардаковского ручья. Второй комплекс – бумажная мануфактура с пильной и масляной мельницами и подсобными помещениями - был выстроен к западу от устья ручья. Двигательной силой крупных механизмов стали ветряные и водяные мельницы. Для работы водяных мельниц по течению ручья были сделаны запруды, которые образовали каскад прудов. Болотистую местность осушили с помощью дренажной системы канав, которые ежегодно чистили вручную крепостные рабочие. Первый пруд имел значительную глубину и носил название ''грязного'' - в нем полоскали и стирали белье, купались. Рядом с прудом на ручье стояла мельница для помола алебастра, здесь же находились баня, трактиры, магазин. Второй пруд, называвшийся ''чистым'' был в общедоступной зоне, но использовался главным образом как источник воды. Третий и четвертый пруды составляли центральную часть паркового ансамбля, в них ловили рыбу ''к барскому столу''. Пятый пруд, непосредственно примыкавший к усадебному дому, был самым живописным, на нем соорудили две барские купальни – мужскую и женскую. Пруд питался родниковой водой, места выхода родников регулярно очищались.
Работных людей, приписанных к мануфактуре, поселили к югу от Толчковской слободы. В 1736–1741 гг. для них близ истока ручья при парке был построен уникальный для ярославской архитектуры храм во имя святых апостолов Петра и Павла в стиле ''петровского барокко''. Построен он был на средства владельца Ярославской Большой Мануфактуры Ивана Затрапезнова. Прообразом послужил Петропавловский собор в Петербурге. Огромный по размерам, двухэтажный, с тремя ярусами окон и пышным декором, с высокой многоярусной колокольней, завершающейся шпилем, храм являлся композиционным центром промышленного комплекса: храм, производственные постройки, система прудов с мельницами, регулярный парк, живой массив с регулярной планировкой.
Композиционной основой обоих промышленных и жилого комплексов была, на манер европейской, регулярная планировка с прямыми улицами, дорогами и аллеями. Главная улица, соединившая храм Петра и Павла и церковь Николы на Меленках, называлась Широкой. Одна из улиц получила название Лекарской – по Лекарскому дому мануфактуры; другие – по фамилиям жителей: ул. Захарова; расположению: ул. Передняя, ''что напротив сада'', Ветошная (располагалась близ производства бумаги из ветоши). Производственные корпуса Ярославской Большой Мануфактуры были каменными и деревянными, жилая застройка – деревянной. Сохранилась гравюра А. Ростовцева ''Ярославль. 1731 г.'', сделанная по заказу Затрапезновых в подарок императрице Анне Иоанновне. На ней показан весь комплекс ЯБМ с четко просматривающейся регулярной планировкой.
Одновременно со строительством производственных сооружений в 1722-1731 гг. был разбит регулярный сад. Композиционной основой сада, обоих промышленных и жилого комплексов была регулярная планировка с прямыми улицами, дорогами и аллеями, на несколько десятилетий предвосхитившая регулярную планировку города. Основой композиции сада в любимом царем Петром "голландском" стиле являлся "двойной конверт" с радиальной восьмилучевой планировкой аллей, расходящихся от общего центра подобно лучам солнца. В центре парка находился восьмигранный деревянный павильон, а на пересечении дорожек располагались фонтаны и скульптура. Пересекающиеся аллеи аккуратно подстриженных кустарников делили пространство парка на отдельные небольшие участки - боскеты, внутри которых на фоне зеленых газонов радовали глаз яркие цветники и кустарники, красовались спелые плоды ухоженных яблонь. Усадебный дом, как это и было принято в "голландском барокко", смещен от центральной оси парка и примыкал к его юго-западному углу.
В середине XVIII века усадьба Ярославской большой мануфактуры была одним из самых богатых и презентабельных мест Ярославля.
Петропавловский парк в XX веке
В XIX – начале XX века сад утратил свою первоначальную планировку, превратившись в пейзажный парк при доме управляющего фабрикой А.Ф. Грязнова. Доступ в парк для простых фабричных рабочих был открыт только один раз в год – на Пасху.
На протяжении полутора веков храм Петра и Павла окормлял православный фабричный люд. Рядом с ним, в двухэтажном здании богадельни находили покой и приют престарелые рабочие фабрик. В 1918 г. ЯБМ была национализирована. В 1929 г. храм был насильственно закрыт и отдан под клуб пионеров. При его закрытии пролилась кровь настоятеля храма, известного в Ярославле священника Михаила Невского.
В советское время Петропавловский парк стал общедоступным ''Парком культуры и отдыха имени XVI партсъезда'', были предприняты некоторые попытки вернуть парку регулярную планировку, но они не ставили целей восстановления исторического облика.
В 1986-1991 гг. в областном архитектурном управлении был разработан проект реставрации Петропавловского парка в обсуждении которого приняли участие многие видные искусствоведы, реставраторы и специалисты садово-паркового хозяйства, среди них Д.С. Лихачев – всемирно известный искусствовед и общественный деятель, автор книги ''Поэзия садов''. Концепция реставрации Петропавловского парка как памятника садово-паркового искусства XVIII века была одобрена, но проект не был реализован из-за начавшихся в стране политических и экономических перемен.
На рубеже тысячелетий храм св. апостолов Петра и Павла был возвращен Ярославской епархии, идет его реставрация. 2001 - 2002 годах проведены работы по выпрямлению шпиля колокольни. Шпиль храма в течение нескольких столетий был самой высокой точкой Ярославля.
Сегодня корпуса мануфактуры конца XIX века продолжают работать как фабрика технических тканей ''Красный Перекоп''. Территория промышленного комплекса XVIII века находится в запустении. Трудно представить, что здесь более двух веков назад было налажено крупное производство полотен, сукна, жаккарда и бумаги. Чтобы использовать богатый исторический потенциал этого живописнейшего уголка древнего Ярославля, вдохнуть жизнь в бывший промышленный комплекс XVIII века, вновь требуются инициативные и предприимчивые люди, такие как русский купец Иван Затрапезнов и его голландский компаньон Иван Тамес.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: