В детстве для меня существовал только один город под названием Ростов – Ростов-на-Дону, который находился примерно в двухстах километрах от моего отчего дома. Но уже тогда я знал о том, что где-то есть другой город с таким же названием. Для меня этот другой Ростов был городом практически из другого мира, каким-то мифическим городом-мечтой, если не городом царя Салтана из пушкинской сказки, то, по крайней мере, находился где-то недалеко. С тех далеких пор желание побывать в этом легендарном городе дремало где-то в глубинах моего подсознания, выходя «из сумрака» только в случае моих нечастых появлений в Ярославской области. Правда, ни разу прежде так я и не добрался до города-мечты. На этот же раз мой путь лежал практически через Ростов, поэтому мне удалось, уступая детскому желанию, побродить часок по сердцу этого замечательного города – по ростовскому кремлю.
Внутренняя территория кремля на удивление очень небольшая, в самом центре двора (не знаю, как правильно назвать это место, наверно, двор) находится очень симпатичный прудик, в котором отражаются многочисленные церкви. На территории размещено большое количество музейных экспозиций, к сожалению, мне не удалось осмотреть их из-за цейтнота, но мимо одной двери я не смог просто так пройти – мимо выставки археологических находок, где внимательнейшим образом рассмотрел боевые каменные топоры загадочного племени фатьяновской археологической культуры. Известно, что во 2-м тысячелетии до нашей эры народы, вооруженные боевыми каменными топорами за короткое время расселились по огромной территории от Рейна до Волго-Камья. Не известно, что привело народы в движение, действительно ли они являются праиндоевропецами и родственны ли фатьяновцам племена легендарных Ариев, завоевавших Индию. На эти вопросы нет ответов, но достаточно посмотреть на мастерски изготовленные топоры, чтобы понять, что эти фатьяновцы были очень даже непростыми ребятами.
Так вот, о чем это я? А, о Ростове:)). Ростов Великий – один из самых значительных городов домонгольской Руси, который стоит в одном ряду с Киевом и Новгородом. Могущество Ростова было определено удобным расположением вблизи выгодных речных путей, а также тем, что еще до прихода сюда славян здесь, на берегу озера Неро, существовал крупный племенной центр мерян, которые постепенно слились со славянами в единое целое. После монгольского нашествия Ростову как-то не везло с князьями и вследствие этого город перестал занимать лидирующее положение на Руси с точки зрения большой политики, но остался крупным экономическим, культурным и религиозным центром. С XI по XVIII век Ростов является центром архиепископии, а затем и митрополии, а Ростовский кремль соответственно был резиденцией архиереев. Будучи у Кремля, не забудьте пройти к берегу озера и полюбоваться открывающимися отсюда видами. Возможно, Вам повезет и Вам удастся попасть на прогулку по озеру на катере.
При подъезде к Ростову от Москвы автостраду перерезает небольшая река Ишня. Здесь из-под арки железнодорожного моста на окраине небольшого села виден стройный силуэт Богословской церкви . Это едва ли не единственный деревянный архитектурный памятник, сохранившийся на территории Ярославской области. Древний путь из Москвы на Ростов проходил вдоль единственной улицы села Богослов и упирался в берег Ишни, которая в старину была судоходной рекой. Это место, связанное с одной из древних религиозных легенд, посвященных деятельности первых христианских миссионеров в Ростовском крае, привлекало богомольцев. Богатый Авраамиевский монастырь, устроивший переправу через Ишню, срубил здесь в 1689 году деревянную Богословскую церковь. Эта церковь хорошо сохранилась до наших дней. Она поднята на высокий подклет. Четырехугольник её центрального сруба венчают восьмиугольный и шестиугольный срубы меньших размеров, которые завершаются, в свою очередь, небольшой главой. Этот устремленный ввысь объём с востока и запада сжат крутыми бочками. Ажурная резная галерея, держащаяся на мощных консолях, широким поясом охватывала памятник с трёх сторон, придавая зданию композиционную целостность и единство. В настоящее время южная часть галереи не существует, вследствие чего равновесие церкви оказалось нарушенным и она накренилась в северную сторону. Пристроенная в XIX веке колокольня и обшивка являются чужеродными элементами и искажают первоначальный облик памятника. Вход в церковь оформлен резным порталом, который с большим искусством воспроизводит в дереве традиционные каменные формы. Дверь снабжена огромным секирообразным замком, под «личиной» которого было красное сукно и слюда. Резные пристенные скамьи прекрасного рисунка довершают декорировку полутёмной галереи. Сама церковь полна света, многократно отраженного искусно отесанными и как бы отшлифованными стенами. Точность подгонки пазов между отдельными бревнами столь велика, что изнутри стены воспринимаются как монолит. Очень красив потолок, набранный в косую елочку. Боковые клиросы украшают прекрасные резные кафедры. Заслуживает внимания древний, хорошо сохранившийся, «тябловый» иконостас с иконами местного письма XVI, XVII и XVIII веков и замечательные резные царские врата, взятые в церковь из Богоявленского собора Авраамиева монастыря. (Подлинник, выполненный иноком Исайей, хранится в фондах Ростовского музея). Богословская церковь – единственное материальное свидетельство высокого мастерства ростовских плотников-строителей не дошедшей до нас деревянной церкви Спаса на Сенях, многооконной церкви в селе Ангелове, кубоватых шатров и пофронтонных покрытий ансамбля Ростовской митрополии. Она является редким образцом формирования облика деревянного сооружения под непосредственным воздействием лучших образцов каменного зодчества древнего Ростова.
Сам же Авраамиев монастырь располагается в восточной части города. По преданию, монастырь построен на месте капища Велеса для борьбы с язычеством и обороны города. Легенда также гласит, что кумир Велеса благодаря своей волшебной силе не подавался христианам. Тогда иноку Авраамию явился апостол Иоанн Богослов, который вручил ему жезл. С помощью жезла идол Велеса был повержен, на его месте Авраамий построил монастырь, где жезл долгое время хранился как большая святыня. Спустя много лет царь Иван Грозный взял этот жезл с собой в поход на Казанское ханство. Благодаря ли магической силе жезла или нет, но Казань была захвачена. По указу царя в честь взятия Казани в монастыре был построен первый каменный храм – Богоявленский собор. До нашего времени дошли не все постройки монастыря, не сохранились, в том числе и каменные стены, поэтому образ оборонительной крепости монастырем утрачен. В настоящее время Русская Православная церковь ведет работы по восстановлению монастыря. Расположение основных достопримечательностей Ростова Великого можно посмотреть на этой схеме .
Больше информации об истории и архитектуре Ростова Великого можно почерпнуть с сайта государственного музея-заповедника Ростовский кремль. Для описания церкви на Ишне использовались материалы из книги «Деревянная церковь Иоанна Богослова» // Баниге В.С., Брюсова В.Г., Гнедовский Б.В., Щапов Н.Б. Ростов Ярославский. Ярославль, 1957. С. 153–156
История тайника. Не прошло и двух лет:)) с момента создания, как тайник получил радикальное развитие. Летом 2006 года большая группа геокешеров в составе Сапер и Ко, Chuk_I_Gek, Lidok+MikeAB, выдвинулась из Москвы для взятия тайника Подвиг Ивана Сусанина и осмотра достопримечательностей Ярославской и Костромской областей. По пути к цели своего путешествия геокешеры посетили Ростов Великий, осмотрели кремль, а также еще ряд достопримечательностей города. В результате появилась идея расширить тайник «Ростовский Кремль» до размеров города.
Практически одновременно с этим событием другая группа геокешеров в составе Mac, Надю, Саша создали традиционный тайник, посвященный церкви Иоанна Богослова на Ишне. Так как эта достопримечательность оказалась уже включена в тайник «Ростов Великий», то после недолгих переговоров количество компаньонов увеличилось, а замечательное описание истории церкви, созданное Mac’ом Вы можете теперь увидеть на этой странице.
Теперь тайник стал сложнее (надо посетить больше достопримечательностей), но, на мой взгляд, гораздо интереснее. Так что Welcome, уважаемые геокешеры!!!
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: