На уступе извилистого ущелья притока реки Арпа, близ селения Амагу, среди причудливых масс отвесных красных скал расположился монастырь Нораванк. Основанный на месте древней обители, он расширился во времена правления князей Орбелянов. В XIII-XIV веках здесь была кафедра Сюникских епископов, монастырь был крупным религиозным и культурным центром, тесно связанным с находившимся неподалеку Гладзором.
Древнейший памятник Нораванка – дошедшая до нас в руинах церковь Сурб Карапет IX – X веков. На север от нее, уже в XIII веке был воздвигнут главный храм монастыря. Также посвященный этому святому. Крестово-купольная композиция храма с двухэтажными приделами в углах имеет строгое декоративное убранство. К северной стороне главного храма зодчим Сиранесом в 1275 году была пристроена усыпальница рода Орбелянов, называемая еще Сурб Григор. Это скромное, в плане прямоугольное сооружение с полуциркульной алтарной апсидой, украшенной по сторонам хачкарами и рельефными изображениями голубей.
Два сооружения Нораванка построены талантливым зодчим, скульптором и миниатюристом Сюника – Момиком, первые годы деятельности которого протекали в Гладзоре. Миниатюры Момика в Евангелиях царицы Керрам, Степаноса Орбеляна и других рукописях отличает четкая композиция, разнообразие пространственных построений, мягкие тона палитры, сочетание нежных гармоничных цветов. Восстанволенный им притвор церкви Сурб Карапет и церковь Сурб Аствацацин, построенная Момиком в Норавнаке, подтверждает также его славу искусного зодчего и скульптора.
Притвор, разрушенный землетрясением 1321 года, по замыслу Момика получил новое покрытие в виде огромного каменного шатра, имитирующего деревянное покрытие народного жилища. Глубокие ниши с хачкарами, лишенное убранства приземистое шатровое покрытие придают слабо освещенному интерьеру суровый характер. Полукруглый тимпан входной двери заполнен рельефом с изображением Богоматери с младенцем и обращенных к ней лицами двух святых. В Сюникских храмах XII-XIV веков культ Богоматери был чрезвычайно распространен. Ее часто изображали на рельефах, ей посвящали многие церкви. Тимпан парного окна над дверью украшен уникальным изображением Бога-отца, благословляющего распятие Христа, фигуры выполнены в технике высокого рельефа.
Расположенная несколько поодаль церковь Сурб Аствацацин, называемая еще Буртелашен, по имени ктитора Буртела Орбеляна, была завершена Момиком в 1339 году, это его последняя работа. Возле церкви находится и его надгробный хачкар, небольшой, скромный по убранству, датированный тем же годом.
Брутелашен – высокохудожественный памятник, он имеет мемориальное назначение. Прямоугольный в плане первый этаж служил усыпальницей ктитора, второй, крестообразный в плане – поминальным храмом с многоколонной ротондой вместо купола. Декоративное убранство, сдержанное внизу и более нарядное наверху, использует колонны, арочки и медальоны. Особенно богато украшен западный фасад, важную роль в его оформлении выполняют ведущие во второй этаж две консольных лестницы. Тимпан двери первого этажа заполнен рельефом Богоматери с младенцем и Архангелов Михаила и Гавриила по сторонам ее; в тимпане двери второго этажа – поясное изображение Христа и фигуры апостолов Петра и Павла.
На территории монастыря сохранились несколько хачкаров, среди них есть и хачкар 1308 года работы Момика. Вся его поверхность покрыта ажурной мелкой резьбой, выделяются большой крест на щитообразной розеткой и расположенные по сторонам восьмиконечные звезды, в навершии изображен Христос в обрамлении растительного орнамента.
Зодчий Момик был так любим в своем краю, что народ не мог принять его кончины. Родилась легенда, якобы объясняющая причины смерти Момика, который влюбился в красавицу – дочь одного из князей Сюника, и девушка полюбила его. Встревоженный князь вызвал к себе мастера и объявил: «Отдам свою дочь тебе в жены, если ты один, без чужой помощи, за три года построишь для меня красивый храм». Момик согласился и начал работу. Через неполных три года он возвел невиданной красоты храм, работы в нем оставалось совсем немного. Узнав об этом, князь подослал к Момику своего слугу. Тот, выполняя княжеский приказ, прокрался в храм и столкнул мастера с вершины купола. Последний обтесанный Момиком камень стал его надгробьем.
Использованные источники:
Белый В.Н., Белая-Барсегян И.В. Армения. Энциклопедия путешественника / Ред. Колл.: К.Худавердян (гл. ред.) и др. – Ер.: Гл. ред. Арм. Сов. Энциклопедии, Кооператив «НОВУС-ИНФОРМ», 1990.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: