О том, что в Московской области, где-то под Воскресенском, находятся и работают гигантские экскаваторы, или как их еще загадочно называли – абзетцеры, известно многим. Но далеко немногим известно, где именно они находятся, что они из себя представляют и вообще для чего они.
Итак, для начала краткая историческая справка. Идея создания землеройных машин принадлежит Леонардо да Винчи, который в начале 16 в. предложил схемы экскаваторов-драглайнов. В России первая паровая землечерпалка была построена на Ижорском заводе под руководством А. А. Бетанкура во втором десятилетии 19 в. Одноковшовый неполноповоротный экскаватор на рельсовом ходу был запатентован в 1834 В. Отисом (США); широкое применение одноковшовых экскаваторов началось с конца 19 в. в связи с развитием строительства железных дорог.
В 1910 появились первые электрические экскаваторы, в 1912 - полноповоротные экскаваторы на гусеничном ходу с двигателями внутреннего сгорания, в 1916 - с дизелем, в 20-е гг. - первые полноповоротные экскаваторы средней мощности с большими рабочими размерами на рельсовом ходу для открытых горных работ. Производство одноковшовых экскаваторов в России было начато в 1901 на Путиловском (ныне ленинградский Кировский) заводе.
В СССР производство экскаваторов было организовано в 1931. С 1947 Уральский завод тяжёлого машиностроения (УЗТМ) впервые в мире организовал серийный выпуск карьерных экскаваторов с ковшами ёмкостью 3-5 м3. В 1958 на УЗТМ был изготовлен шагающий экскаватор-драглайн с ковшом 25 м3 и стрелой 100 м, а на Новокраматорском машиностроительном заводе (НКМЗ) в 1965 - экскаватор-лопата с ковшом 35 м3 для крепких грунтов. В 1975 УЗТМ закончил изготовление шагающего драглайна с ковшом ёмкостью 100 м3 и стрелой 100 м.
За рубежом производство экскаваторов сосредоточено в США (фирмы "Марион", "Бюсайрус", "Харнитфегер" и др.), Великобритании, ФРГ, ГДР, Франции, Японии, ПНР, ЧССР и др. странах. В США в 1968 фирма "Бюсайрус" изготовила шагающий экскаватор-драглайн с ковшом ёмкостью 168 м3 для мягких грунтов, а фирма "Марион" экскаватор-лопату с ковшом ёмкостью 153 м3. Сухопутный многоковшовый экскаватор, изобретённый во Франции М. Кувре в 1860, был применен на строительстве Суэцкого канала. В конце 19 в. многоковшовые экскаваторы получили широкое применение в Германии на открытых горных работах по добыче бурого угля. В 1921 в Германии появились экскаваторы с ковшами ёмкостью 525 л, в 1933-1200 л, в 1939-1500 л, в 1941- 2000 л. В 1958 в ФРГ был введён в действие роторный экскаватор с ковшами ёмкостью 3600 л. В СССР в 1967 НКМЗ начал выпуск мощных роторных экскаваторов производительностью 3000 м3/ч, а в 1973 -5000 м3/ч.
Многоковшовые экскаваторы наиболее производительны в условиях сосредоточенных объёмов открытых горных и земляных работ в мягких, средних и однородных крепких грунтах, особенно при постоянных или мало изменяющихся поперечных профилях забоев или сооружений с правильными откосами. Экскаваторы малой мощности, с ковшами ёмкостью до 150 л, могут работать с любым видом транспорта, а машины средней и большой мощности - с ж.-д. и конвейерным транспортом. Помимо вскрышных работ на карьерах многоковшовые экскаваторы применяют в мелиорации и для отвальных работ. Экскаваторы для мелиоративных работ обычно относятся к цепным машинам поперечного копания; отличаются небольшим удельным давлением на грунт (около 3-104 Па) и предназначены для рытья траншей с откосами и небольших каналов. Глубина копания до 2,5 м, ширина канала до 12 м. Ёмкость ковша 25-75 л, масса экскаватора 12-20 т. Удельная мощность около 1 квт на 1 л ёмкости ковша, производительность 1,5-3 м3/ч на 1 т массы (большее значение - для малых моделей). Реже применяются экскаваторы продольного копания со специальным рабочим оборудованием. Отвальные экскаваторы, или абзетцеры, с роторным или цепным рабочим органом и консольными отвальными конвейерами применяются для выполнения больших объёмов отвальных работ при выемке вскрышных пород в карьерах многоковшовыми экскаваторами. Абзетцеры укладывают рыхлые породы вскрыши в верхний отвал высотой до 25 м или в нижний - высотой до 50 м.
Так вот, под Воскресенском добычу фосфоритов вели именно многоковшовые экскаваторы.
В нескольких десятках метров от координат N 55 16.118 E 38 48.923 до лета 2006 года находились три абзетцера: два немецких добывающих многоковшовых карьерных экскаватора Bukau ES-400-20/8. (400 литровый ковш, 20 метров максимальная высота и 8 метров максимальная глубина копания) и один советский вскрышной экскаватор. Кроме них можно было посмотреть на путепередвигатель, сравнительно небольшой агрегат, который передвигал пути, по которым двигались все эти махины и кабелеукладчик.
Монстров каким-то хитрым образом собирали на земле и поэтапно монтировали в единое целое. Представить себе и понять этот процесс на словах нам так и не удалось… Добычу монстры вели с 60-х до 1993 года. Техосмотр проходили ежегодно, последний был в 1992 году… без ТО агрегаты проработали еще год, а потом окончательно развалившемуся предприятию они стали не нужны… и машины, которые могли исправно работать целый век, оставили тут попросту погибать…
Судьба этих трех гигантов грустна, но они хоть успели ударно поработать. А еще один абзетцер с объемом ковша 710 литров был собран около Луховиц. Собирали его как раз в конце 80-х годов. Собрали… и начались перестроечные реформы, никому огромный монстр стал не нужен. Он даже не успел зачерпнуть грунта в свои ковши… Простояв несколько лет без применения он был разграблен и растащен в пункты приема металлов.
В 2003-2006 г.г. монстры были разрезаны на части, полностью разобраны и вывезены, осталась лишь небольшая кучка металлолома да пара хозяйственных зданий, в одном из которых содержится сторож. Смотреть здесь, увы, больше нечего – можно лишь оценить грандиозность размеров выкопанного монстрами карьера.
Зато теперь всем, кто еще не видел эти агрегаты, предоставляется, так сказать, последняя уникальная возможность, увидеть их за работой.
Неподалёку имеется другой карьер, в котором продолжают жить и трудиться ещё два монстра. К карьеру ведут дорога и железнодорожная ветка из ржавых и перекошенных рельсов. Въезд на территорию карьера запрещён, имеется охрана в виде сторожа и двух собак. Но за работой монстров можно понаблюдать, не нарушая запретов и не проникая на охраняемую территорию – для этого достаточно подняться на один из высоких, похожих на горную гряду отвалов на краю карьера. Координаты одной из удобных для наблюдения точек:
N 55° 16.111'
E 38° 50.383'
Эти же координаты указаны в заголовке.
С вершины этой рукотворной горы открывается вид на всю огромную территорию карьера, на самих монстров и на своеобразный "каньон", образованный крутыми склонами отвалов.
P.S. Спасибо игрокам Dimkin и Истома за проявленное участие к судьбе тайника и закладку контейнера.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: