Шёл двенадцатый день путешествия. Позади были тысячи километров и десятки достопримечательностей. Эмоции притуплялись, накапливалась усталость. Чем ещё можно было удивить нас при таком раскладе? По дороге в Тернополь мы заехали в небольшой посёлок Львовской области - Подкамень. Интерес к нему у нас был особый. Здесь размещается знаменитый доминиканский монастырь, а рядом с ним Великий или Чёртов Камень. И мы не ошиблись в выборе. У нас остались очень яркие впечатления об этом месте.
По одной из версий, основали монастырь в далёком 1234 году киевские монахи. Польские историки упоминают небольшой деревянный храм на одной из гор около Камня. Во время нашествия татаро-монголов настоятель монастыря Урбан и 12 монахов были убиты. По преданию, они покоятся в часовне недалеко от монастыря. Первое письменное упоминание о монастыре относится к 1464 году, когда владелец Подкаменя, Пётр Цибровский, вновь пригласил сюда отцов-доминиканцев. Монастырь был долгое время защитников местных жителей от вражеских набегов, но во время очередного нападения татар в 1519 году городок и монастырь были сожжены.
На рубеже 16-17 веков в монастыре обретается чудотворная Подкаменская икона, и начинается каменное строительство, которое в конце 17 века спонсировал польский король Ян III Собесский. Комплекс доминиканского монастыря относится к значительным памятникам барочной архитектуры галицкой школы. Ансамбль монастыря состоит из костела, келий, колокольни, часовни, коринфской колонны и окружающих их оборонных стен с башнями. Формировался он на протяжении 17 и 18 веков. По расположению и характеру укреплений напоминает мощную крепость и относится к памятникам оборонной архитектуры.
Вознесенский костел строился с 1612 по 1695 годы. Длительный процесс строительства вызван тем, что дважды в нём обрушивались своды. Строили его трёхнефным из кирпича и камня. В костёле восемь столпов, шестигранная алтарная апсида и квадратная четырехъярусная башня, которая завершена барочной главой и скульптурами. Богатое декоративное оформление интерьера костёла, в настоящее время, представленное только фресковыми росписями, сложилось на протяжении 17-19 веков. Размеры костёла 32 на 32 метра впечатляют. После строительства внутри него были 14 икон и 31 скульптура святых. В 1695 году в храме был освящен главный алтарь Успения Девы Марии. Икона же Богоматери Подкаменецкого монастыря считалась чудотворной, в подтверждение чего приводились десятки случаев исцеления верующих.
Ещё в 1640 году Александр Цетнер, владевший Подкаменем, возвел вокруг костела каменные стены с башнями и рвами, что позволило использовать монастырь также и в оборонных целях, в основном – против татарских набегов. Тогда же был построен госпиталь, в котором был приют для бедных жителей. К 1704 году монастырский комплекс был полностью окружен высокой каменной стеной с круглыми башнями. Построил их известный военный инженер, датчанин Христиан Дальке. В глубоких подвалах монастыря сохранились потайные окна и ходы, выходящие почти около камня-великана. В одной из башен монастыря сидел в заключении легендарный казацкий полковник Семен Палий.
Посредине западной стены расположены ворота, оформленные белокаменными архитектурными деталями. Между воротами и южной угловой башней была сооружена кирпичная колокольня, завершённая барочным фронтоном. Её верх украшали четыре трёхметровые скульптуры.
В 1708 году во дворе монастыря был построен колодец, глубиной до 100 метров. С этим событием связана интересная легенда. Однажды аист, пролетавший над монастырем после проведенной службы, сел на дворе, и трижды ударил клювом в землю. Монахи решили, что это знак свыше, и начали копать землю. Но через несколько метров началась скальная порода, которую не брали ни кирки, ни долота. Священники упали духом, но один местный житель посоветовал им развести в яме костер из твердых пород дерева. А когда огонь потухнет, пытаться пробить камень дальше. Так и сделали. Скала начала ломаться крупными кусками, и за несколько десятков таких костров были преодолены 90 с лишним метров твердой породы, а в монастыре появился свой колодец.
У южной стены костёла в 1719 году в честь Тарногрудской конфедерации на квадратный постамент была поставлена коринфская колонна. Её завершает медная позолоченная скульптура Девы Марии с младенцем на руках. Изготовлена она гданьским мастером Кристианом Шобертом на деньги Станислава Лидиховского. Прошли века, скульптура видела разные времена. Во времена советской оккупации она стояла черная, окислившаяся, простреленная из винтовок и пистолетов. Сейчас, после реставрации, она блестит так, что её видно издалека.
С 1739 по 1741 годы по проекту итальянских архитекторов А. Кастеляна и Ф. Каппони рядом с костёлом была возведена часовня Параскевы Пятницы. Кирпичная, восьмигранная в плане ротонда, перекрытая мощным куполом с ажурным фонарем. К восточной ее грани примыкает прямоугольное в плане помещение под двускатной крышей с фронтоном. Стены оформлены пилястрами и полуколоннами тосканского ордера, фасады акцентированы треугольными фронтонами. Западный портал украшен барочной лепниной. Дополнительным декоративным элементом фасадов служат плоские ниши различной конфигурации. Этот памятник архитектуры принадлежит к лучшим образцам барочной архитектуры.
В 17-18 веках монастырь в Подкамене был одним из самых известных в Речи Посполитой. В нём была огромная библиотека и архив, полностью сгоревшие в годы Первой мировой войны. При монастыре действовала школа для художников и скульпторов, был интернат для слушателей теологическо-философских курсов, школа для местных ребятишек.
Самым значительным событием для монахов стала коронация иконы Матери Божьей Подкаменецкой, которая произошла в 1725 году. Папа Бенедикт ХІІІ внял просьбам короля Польши, Сената и руководства доминиканского ордена и 14 мая в Подкамень прибыла делегация с золотыми освященными коронами, а также с разрешением на проведение торжеств по этому поводу. По данным хроник того времени, в празднествах приняли участие более 200 тысяч человек. Размах более чем серьезный, особенно по тем временам. Михаил Потоцкий, ответственный за это благодеяние, постарался на славу: интерьер костела украсили росписями и резьбой. Для создания парадной атмосферы использовали 56 пушек. Во время празднования было отслужено 4169 месс, сгорело 28 000 лампад и свечей.
После раздела Польши в 1772 году монастырь посетил Иосиф ІІ. Оборонные возможности монастыря не впечатлили императора, и по декрету 1788 года о закрытии части римско-католических учреждений, монастырь был основательно разоружен. Несмотря на вроде бы мирный статус, из него были вывезены 7 пушек, 79 гаковниц, разнообразное огнестрельное оружие. Не пожалели и иконы, с которых сняли украшения, золото, драгоценные камни. Вывезли и практически всю казну. От закрытия монастырь спасла лишь смерть Иосифа, после которой новый император, Леопольд ІІ, отменил декрет, и монастырь остался действующим, хотя и сильно ограбленным.
Окончательно возродиться монастырю так и не удалось. В 1831 году доминиканцами был учрежден специальный орган, который занимался вопросом изучения фондов библиотеки, которая собиралась в монастыре с 1762 года. В конце 19 века в библиотеке было свыше пяти тысяч томов, на основании которых были написаны первые труды по истории монастыря. В середине 19 века в костеле был установлен орган, известный художник Мартин Яблоновский написал 8 новых икон для монастыря, здесь же некоторое время в 1871 году жил известный художник Ян Матейко, который работал над новым проектом короны для иконы Подкаменецкой Богоматери.
Во время Первой Мировой войны монастырь был сильно поврежден, сначала от артиллерийского огня, а потом и от пожара, после которого множество ценностей пострадало или были попросту уничтожены огнем. Но 15 августа 1927 года после проведения реставрационных работ была проведена повторная коронация иконы Богоматери Подкаменецкой, которой руководил львовский митрополит архиепископ Болеслав Твардовский.
В 30-е годы 20 века, после советской оккупации, здесь был организован советский концлагерь. В монастыре до сих пор вы можете увидеть деревянную статую Христа, пережившую эти страшные времена. Заключенные концлагеря сожгли все многочисленные резные деревянные украшения костёла, чтобы согреться. А Христа не тронули. Мало того, эту статую перебросили через забор концлагеря, и ее подобрал кто-то из местных. Затем отнес в православную церковь, где она и провалялась на чердаке до 90-х годов, а затем торжественно возвращена католикам, и помещена в подземной церкви.
Во Вторую мировую войну тоже были существенные повреждения монастыря, в основном от войск Союза. Об этом очень хорошо помнят стены монастыря, в которых множество пробоин. В эти тяжелые годы монастырь вновь стал охранником и спасителем для 2 000 местных жителей-поляков. 12 марта 1944 года старые стены стали свидетелями зверского убийства нескольких сотен стариков, детей и женщин военнослужащими 4-го полка Добровольческой дивизии СС «Галиция» при участии подразделений УПА. В появившихся после Второй мировой войны публикациях ветеранов дивизии и ряде работ, вышедших на Украине в конце ХХ века, о событиях в Подкамене не упоминается, как и отрицается причастность личного состава дивизии СС «Галиция» к другим аналогичным событиям. Однако, согласно выводам историков Института истории НАН Украины, сделанным в 2004 году, причастность персонала дивизии к этому преступлению не может подвергаться сомнению.
При наступлении Красной Армии чудотворная икона Богоматери Подкаменецкой была вывезена в Польшу и ныне хранится во Вроцлаве, в костеле Святого Войцеха. Сейчас в монастыре её копия.
В 1950-1997 годах монастырь занимала психбольница, а затем часть территории с храмами была передана греко-католикам, которые по мере сил восстанавливают его. Объём реставрационных работ огромен и без существенной государственной поддержки просто неподъёмен.
Сейчас под костелом есть подземная церковь, которая уже практически полностью восстановлена. Когда-то здесь проводили службы в зимнее время года, или в случае приезда высоких чинов церкви, которые хотели уединения. Пускают туда далеко не всех.
Смешанные чувства оставляет этот огромный комплекс монастыря, побитый кое-где осколками снарядов и пулемётными очередями. В сильный дождь яркие росписи ренессансно-барочных интерьеров промокают. А несколько человек, встретившихся нам на территории, упорно работают, чтобы вернуть этой христианской святыне былое величие.
Рядом с монастырём расположено местное чудо – невероятно огромный Великий или Чёртов Камень. Высота горы с камнем – 443 метра, но над окружающей местностью она поднимается приблизительно на 65 метров, поэтому любой может подняться к казацкому кладбищу, лежащему вокруг Камня. О происхождении этого скального останца с продольной трещиной, возникшей из-за сильных ветров, существуют различные легенды.
Вроде бы неизвестный богатырь принес из дальних гор скалу и поставил ее на месте, где будет основана крепость для защиты от вражеских набегов. По другой версии, чёрт нёс этот камень, чтобы повредить Свято-Успенскую Почаевскую лавру, находящуюся неподалёку да не донёс – уронил. Или это Святогор пытался поднять сумку Микулы Селяниновича, в которой была заключена вся тяжесть Земли, и вместо этого сам ушёл в землю. Может быть, этот Камень - его голова?
Самое интересное в Камне, углубления, пазы, к которым крепились конструкции деревянной церкви-крепости. Скальные крепости - уникальный феномен Червонной Руси: "висячие замки", встроенные в естественные скалы. На Камне стоял укреплённый храм. Но остались лишь пазы - своего рода памятник домонгольской архитектуры.
Кресты вокруг Камня - как спутники вокруг большой планеты. По легенде, это могилы казаков то ли Богдана Хмельницкого, то ли Семена Палия, но на самом деле "казацкими" такие кресты называют условно - на кладбищах их ставили до конца 19 века. Рядом с Камнем карьер с небольшим гротом, который некогда служил часовней.
У этого таинственного и странного места ежегодно в последнюю неделю июля проводится этнофестиваль «Подкамень». Безудержная энергия фолк-рока и фантастические пейзажи вокруг.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: