Весной на форуме "Окрестностей Петербурга" появилось сообщение и фотографии упорядоченных групп камней на полуострове Киперорт. Участники обсуждения выдвигали различные версии, но не видя всего на местности сложно было что-то предположить. И вот осенью, наконец, нам удалось съездить на место и посмотреть, как же это выглядит на самом деле.
Киперорт обычно описывают как вытянутый в северном направлении узкий полуостров, на котором сосны, море с трех сторон и огромные камни. В северной части лес действительно светлый сосновый. Но здесь он темный, еловый, сплошь в валунах, покрытых толстым слоем мягкого мха. Берег довольно круто спускается к воде Ключевской бухты – перепад высоты почти двадцать метров. И вот на этом-то крутом склоне среди деревьев и сложены камни. Пять рядов, вытянутых поперек склона, высотой около метра и шириной от двух до пяти. Некоторые ряды разбиты на две группы, причем видно, что это сделано намеренно. Камни в основном колотые, но в буртах попадаются и мелкие валуны. Края обломков неровные. Такие получаются, если камень нагреть и резко охладить. По тому, как они уложены, это больше всего похоже на склад, причем камни не привезены откуда-то, а заготавливались прямо на месте - лежащие на склоне валуны кололись и складывали в упорядоченные кучки. Вряд ли это велась очистка леса от валунов – склон слишком крутой и не пригоден для какой-нибудь застройки, да и склон не выглядит "очищенным". Так что, скорее всего это именно заготовка камней. Но вот для чего - можно только гадать. Сами камни довольно мелкие - длина 40-50 см. Такие годятся, например, для заполнения ряжей - при строительстве причалов, мостов или чего-то подобного. Вероятнее всего, заготовка велась в первой половине прошлого века - укладка буртов довольно рыхлая, но ряды сохранили правильную форму и место, где камни развалились, всего одно; по поверхности камни покрылись слоем мха, но деревья еще не начали расти, да и лес вокруг не выглядит очень старым. Кем велись работы не известно, был ли это частный промысел или заказ какого-то ведомства? Лишь можно предположить, что работы были были прекращены из-за каких-то изменений в жизни всего общества.
Добраться на своем транспорте просто - грунтовая дорога, идущая по восточному берегу, обозначена на всех картах. На общественном: на дизеле до станции Бор - со стороны Зеленогорска ходит четыре поезда в сутки, от Выборга - три. на автобусе №130 - из Выборга (Выборг - Приморск-Глебычево; расписание, например, есть тут).
***** Дополнение к написанному ранее. На сайте ИКО "Карелия" в описании истории поселка Прибылово:
До первой мировой войны грузили и строительный камень для отправки в Санкт-Петербург. Камни собирали с побережья, с полей и из лесов. Когда граница закрылась, то у берега в лесу между деревней Киискиля и Лиеттеенниеми осталось еще множество куч этих собранных для отправки камней.
На форуме сайта "Окрестностей Петербурга" высказан возможный вариант транспортировки заготовленного камня - "Вероятно, меж буртов были проложены какие-то деревянные желоба, которые и сформировали относительно ровную "кладку" безо всякого участия каменщиков. Камни, возможно, грузили на сани, которые сами по деревянному настилу скатывались прямо на лёд, где оставалось впрячь лошадку..."
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: