Первые письменные упоминания о Таврово относятся к 1600 году. В документах фигурирует деревня Тавровка – владение помещика Прокофия Шишкина, выполнявшего обязанности осадного головы. Начальная пора существования деревушки пришлась на драматичный период российской истории, известный как «смутное время», когда страна столкнулась с неурожаями, голодом, бунтами и польско-шведским вторжением. В первое десятилетие XVII века запустели многие деревни и села воронежского края. Не стала исключением и Тавровка, о которой источники той эпохи упоминают как о «тавровской пустоши». Возродилась деревенька только во второй половине XVII века. В 1695 году по инициативе Петра I был организован поход под Азов, он закончился неудачей в основном из-за отсутствия военного флота. Поэтому строительство боеспособных кораблей стало приоритетом в последующие годы. В качестве флагмана судостроения выступил Воронеж. А после того, как обмелевшее русло реки стало малопригодным для сооружения судов, начальнику воронежского адмиралтейства Ф. М. Апраксину Петр I оставил письменное распоряжение об устройстве новой корабельной верфи и крепости южнее Воронежа. По этому распоряжению Ф. М. Апраксин 1 июня 1705 года заложил на левом берегу реки Воронеж, в нескольких верстах ниже города Воронежа, Тавровскую крепость и корабельную верфь при ней. Летом и осенью жители Воронежа и окрестных городов работали в Таврове, возводя бастионы земляной крепости, каменные и деревянные строения на Тавровской верфи. Как свидетельствует английский инженер Джон Перри, в 1705 году деревянный дом Петра I в Воронеже был разобран по бревнам, перевезен в Тавров и вновь собран там в прежнем виде. Кроме того в Таврово была переведена Воронежская адмиралтейская русская школа, основанная в 1703 году для подготовки флотских офицеров. Строительство города началось одновременно с возведением верфи-крепости, обращенной к реке и укрепленной с суши. Жилые дома для работных людей, солдат и матросов располагались в виде двух прилегающих к крепости слобод: Солдатской - с юга и Морской - с востока. С 1705 по 1711гг. на Тавровской верфи было построено большое количество судов, в том числе многопушечные морские корабли. В 1711г. строительство прекратилось в связи с подписанием Прутского мира, по которому Россия обязывалась ликвидировать Азовский военный флот. В 1722г. после победы в Северной войне Петр I вновь поставил задачу выхода к Черному морю и создания для этого Донской флотилии. Приказано было построить: прамов больших - 9, малых - 6, галер малых - 15, малых судов - 30, а для этого строения ехать вице-адмиралу Змаевичу и при нем корабельному мастеру Скляеву. М.Х. Змаевич и Ф.М. Скляев избрали для возрождения флота не Воронеж, а Тавров так как здесь река была глубже, при крепости сохранились "материалы и магазейны", в окрестностях имелся лес, а в городе продолжали жить корабельные мастера переведенные сюда из Воронежа в 1705г. В 1723г. в Тавров прибыло до 14 тыс. мастеровых из Санкт-Петербурга и "работных людей" из Воронежа и других городов края. К весне 1724 года в результате значительных усилий и благодаря организаторскому таланту М.Х. Змаевича было построено 30 прамов и галер, около 60 малых судов(ботов, шлюпов и др.). Однако спуска их на воду не последовало, так как в этом году в Константинополе был подписан мирный договор с Турцией, отложивший военные действия на неопределенное время. Корабли остались стоять на верфи, где для них были сооружены специальные укрытия. Начальник Тавровского адмиралтейства вице-адмирал Матвей Змаевич доносил летом 1731 года в Петербург: «В 50 лет оным построенным военным судам, как прамам, так и галерам, никакого повреждения быть не может». Тавровским кораблям, однако, не пришлось в течение 50 лет ожидать боевого приказа. В 1734 году правительство императрицы Анны Ивановны, готовясь к войне с Турцией, распорядилось о постройке в Таврове 20 новых галер. Из Воронежа на строительство галер направлены «мастеровые люди», руководил постройкой мастер Алатченинов. Осенью этого же года вице-адмирал Змаевич получил приказ из Петербурга: готовить корабли к боевым действиям. Весной 1735 года с началом русско-турецкой войны все тавровские боевые корабли были спущены на воду, на реку Воронеж. На бортах больших 44-пушечных прамов, специально предназначенных для артиллерийских обстрелов и штурма Азова, свежей краской были выведены названия «Дикий Бык», «Спесивый Лев», «Северный Медведь», «Близко не подходи!». Две тысячи русских военных моряков — офицеров и матросов — прибыли из Петербурга и Кронштадта в Воронеж. Ими были укомплектованы экипажи тавровских кораблей. Двумя отрядами летом 1735 года тавровские корабли, составившие Донскую военную флотилию, двинулись вниз по рекам Воронежу и Дону. На зимовку они остановились в Павловске. Вместо вице-адмирала М. Змаевича, умершего осенью 1735 года, командующим флотилией был назначен контрадмирал П. Бредаль. В мае 1736 года корабли построенной в Таврове Донской военной флотилии подошли к Азову и начали бомбардировку крепости. Турецкий гарнизон капитулировал. Азов вновь стал российским городом, на этот раз навсегда. В Таврове летом 1736 года продолжалось строительство небольших морских судов: галер, ботов, шлюпок, казачьих лодок. За год корабельные мастера и работные люди построили в Таврове 118 малых судов. Все суда были отправлены в Азов. В 1739 году закончилась русско-турецкая война. По Белградскому мирному договору Турция признала присоединение к России города Азова. Россия прочно закрепилась на берегах Азовского моря, вследствие этого необходимость в строительстве морских судов в Воронежском крае отпала. 15 января 1740г. из Петербурга было послано распоряжение воронежскому губернатору о прекращении кораблестроительных работ в Таврове. Все морские офицеры и матросы, находившиеся в Воронеже и Таврове, отзывались в Петербург. Тавровское адмиралтейство со штатом чиновников некоторое время еще продолжало существовать, оно было официально упразднено осенью следующего, 1741 года. В 1744 году страшный пожар, пришедший из степи, фактически уничтожил город Тавров. До этого в течение нескольких десятилетий Тавров соперничал с Воронежем. В Таврове строили боевые корабли, до 1741 года там находилось адмиралтейство. После пожара Тавров уже не смог возродиться. Многие его жители переселились в Воронеж, ушли в другие места. В связи с этим Тавров утратил ранг города и с 1779г. стал называться селом Таврово. В 1799г. здесь была освящена каменная церковь Петра и Павла с приделами Казанской иконы Божией Матери и великомученицы Варвары. Перестроенная в 1864г. церковь в конце XIX века была известна собранием икон и древних книг, пожертвованных, по преданию, Петром I. Современное Таврово расположено на месте бывшей Морской слободы. Главную улицу села – Петровскую - с западной стороны завершают остатки Петровской верфи-крепости. С юго-запада к селу примыкает кладбище, где сохранилось захоронение Л.А. Тургенева, участника Отечественной войны 1812г., отмеченное каменной плитой с надписью: "Товарищи Военной Славы прикрыли Прах Генерал-майора Льва Антиповича Тургенева, скончавшегося 64-х лет 1828 года октября 3 дня"(N51 33.032 E39 11.147). Рядом с кладбищем находятся пустырь, на месте которого стояли церковь Петра и Павла, а также земская школа, построенная во второй половине XIX в. для детей Таврова и близлежащих поселков. Церковь была взорвана в 1953г., здание школы, использовавшееся в послевоенные годы под ремесленное училище, снесено, а кирпич вывезен для строительных работ в Новой Усмани.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: