Часть 1. В преддверии визита главы Русской Православной церкви патриарха Кирилла в Челябинскую область, Агентство новостей «Доступ» совместно с отделом специальных проектов Управления пресс-службы и информации губернатора представляет проект «Легенды старого храма».
Возрождение православных храмов и памятников культуры в Челябинской области активно началось в 90-е годы. В ходе своего пастырского визита в Челябинскую область в сентябре 2000 года Патриарх Московский и всея Руси Алексий II отметил значительный вклад губернатора Челябинской области Петра Сумина и правительства. Сегодня православные храмы есть даже в самых отдаленных от центра уголках Южного Урала. Только в Челябинске сегодня более 20 действующих и строящихся храмов. Но церкви не только строятся, но и восстанавливаются. Одна их них – храм в честь иконы Тихвинской Божией матери в селе Губернское Аргаяшского района.
В мае 2009 года монтажники установили два купола с крестами (вместе они весят почти тонну). Починили крышу (положили новые жестяные листы), на пожертвования начали менять окна. Служба в храме пока идет только на первом этаже, в тесном притворе – это то немногое, что удалось привести в порядок. Большой популярностью бесценный памятник архитектуры XIX века пользуется у туристов. Приезжают даже иностранцы, чтобы посмотреть на некогда величественное сооружение. Внутри храма сохранились деревянные лестницы, железные решетки, которые еще помнят церковные службы, проводимые во времена расцвета села.
С самого начала храм и место, где он построен были окутаны множеством легенд, которые до сих пор передаются из уст в уста. Вот некоторые из них.
Легенда № 1. О первопоселенцах
По одному из преданий в начале 17 века в этих местах была глухомань: вековые сосны. Хозяйничали медведи и лоси. Люди в этих местах обосновались благодаря азарту князя Долгорукого. Он проиграл в карты Никите Демидову 70 семей. Так ли было на самом деле, теперь неизвестно, но история хранит ряд документов, которые говорят о том, что первыми здесь поселились в 1761-1765 годах крепостные крестьяне, пригнанные из села Дмитриевского Саратовской губернии, из деревни Тютняр (ныне деревня Тютняр Кузнецкого района Пензенской области). Они пришли своим ходом. В народе село до сих пор называют Тютняры.
В XVIII веке село называлось Рождественским. По одной из версий, оно было основано Н.Н. Демидовым в 1784 году в дни рождественского поста. По другой версии село получило название Рождественское только с 1805 года.
Так или иначе, на Южном Урале тогда появились четыре новые деревни – Кузнецкое (в нем жили насильственно переведенные крепостные крестьяне Кузнецкого уезда Саратовской губернии), Губернское, Беспаловка и Смолино (названы по именам первопоселенцев).
Легенда № 2. О названии озера
Село Губернское расположено по берегам озер Большой и Малый Ирдяги. По одной из легенд озеро получило свое название по распространенному в прошлом у татар и башкир тюркского мужского имени Ирдяк или Ирдеген.
Другая версия говорит о том, что слово «ирдяги» переводится как «место спора». Говорят, люди собирались на земле между двух озер и выясняли отношения.
Легенда № 3. О владельцах села
Считается, что сначала поселение принадлежало Демидовым, а затем, с 1809 года, купцу 1 гильдии Льву Ивановичу Расторгуеву. Он же купил у Демидовых Кыштымские заводы. Лев Расторгуев в народе слыл одним из самых богатых людей Кыштыма. Позже поселение перешло во владение его наследникам.
Легенда № 4. О том, как жители села стали богатыми
В XVIII веке первые переселенцы пришли своим ходом. Однако пришли не оборванцы-побирушки, а смекалистые мужики. Они отстроили деревни с нуля. Женщины и дети жили в селе, а многие мужчины работали, как бы теперь сказали, вахтенным методом на металлургических заводах Демидовых в Кыштыме (завод работал с 1757 года) – уезжали на производство на две недели, потом возвращались на побывку к родным.
Очень скоро уральская земля узнала имена Дмитриных, Мысляевых, Киприяновых. Крестьяне выращивали хлеб и разводили скот. Хозяевами они были крепкими, да еще в местах этих обнаружили золото. Каждая четвертая семья стала купеческой, проводили три двухнедельные ярмарки в год (для сравнения: даже новгородцы проводили две).
Легенда № 5. О больших стройках
К 1904 году население Тютняр достигло 25 тыс. человек (данные переписи населения), в Челябинске было только 20 тыс. жителей. Не мудрено, что на берегах Ирдягов выросли девять школ, больница, четыре церкви, в каждой служили по три священника, работали филиал Екатеринбургской обсерватории, народный театр. В 1914 году, когда началась первая мировая война, сельчане поставили оперу Глинки «Жизнь за царя» («Иван Сусанин»). Афиши печатали в Екатеринбурге.
Ждем Патриарха Московского и всея Руси Кирилла — история храма в селе Губернское. Часть 2 ЧЕЛЯБИНСК, АН «Доступ».
В преддверии визита главы Русской православной церкви патриарха Кирилла в Челябинскую область Агентство новостей «Доступ» совместно с пресс-службой губернатора представляет проект «Легенды старого храма». Речь идет о храме в честь иконы Тихвинской Божией матери в селе Губернское Аргаяшского района, который накануне, 17 марта, отметил свое 111-летие.
Легенда № 5. О том, как строили храм
Храм в честь иконы Тихвинской Божией матери местные золотпромышленники начали возводить в 1879 году на средства простого народа и местного купечества. В течение двадцати лет храм строился по проекту соборов Санкт-Петербурга. С проектом посылали ходоков в столицу. Храм задумывался как глобальное сооружение. Его строили всем миром, думали на века.
Требовалось много стройматериалов. Говорят, что на время строительства собора в селе даже построили свой кирпичный завод – чтобы не возить кирпич из других регионов.
17 марта 1899 года указом Святейшего Синода в новом двухэтажном двухалтарном соборе было разрешено богослужение. Новая церковь потрясала своим великолепием. Храм в честь иконы Тихвинской иконы Божией матери в Губернском считался самым богатым и красивым в области.
Уникальный ансамбль и двухэтажная кирпичная земская школа, базарная площадь и купеческие торговые дома – сегодня это памятники демидовских строений.
Легенда № 6. Об иконе Тихвинской Божией матери
Чудотворная Тихвинская икона славится спасением русских монахов от шведского войска. В 1614 году, захватив Новгород, шведские войска не раз пытались уничтожить мужской монастырь близ города Тихвина. Однажды, увидев под стенами обители огромное войско шведов, иноки решили бежать. Но не смогли сдвинуть икону с места. Чудо это остановило малодушных. Каково же было их изумление, когда огромная рать противника бежала. Ей привиделось русское войско, идущее на помощь монахам.
Тихвинская икона Богоматери в своем первообразе сегодня находится в монастыре города Тихвина. Предание говорит, что раньше икона находилась в Царьграде (Константинополе. – Прим. ред.), куда она была принесена в V веке императрицей Евдокией из Иерусалима.
Само появление этой иконы в Тихвине – тоже чудо. В пятом веке для нее специально был построен Влахернский храм в Константинополе. Но икона таинственно исчезла и явилась над водами Ладожского озера. Здесь по приказу царя Иоанна Грозного и был создан Тихвинский мужской монастырь. Верующие, побывавшие в Константинополе, рассказывают, что во Влахернском храме до сих пор, то есть спустя 15 веков, бережно сохраняется место, откуда исчез знаменитый образ.
Чудотворная икона вся в драгоценных камнях хранится в специальном саркофаге за пуленепробиваемым стеклом. И охраняется, как огромная ценность. К ней на поклон едут со всей России. Считается, что Тихвинская Божия матерь приходит на помощь в самой большой беде.
Легенда № 7. О первом настоятеле храма
Первым настоятелем храма стал Михаил Иванович Христолюбов. Он родился в 1860 году. Его звали Миша Пузиков. Отец мальчика – Иван – был рабочим Путиловского завода. В 1863 году после смерти матери, а затем гибели отца мальчик попал в приют.
Попечителем приюта был князь Курляндский-Христолюбов, который поделился с сиротой второй частью своей фамилии. При помощи учителей Михаил поступил в учительскую семинарию. На педагогическую стезю вступил в деревне Алапаевка Екатеринбургского уезда. Жалованья едва хватало на хлеб. В связи с этим Михаил принял решение стать священником. С 1899 года стал настоятелем православного храма Тихвинской иконы Божией Матери в селе Губернское.
По его инициативе построено несколько школ. Он же открыл общества трезвости как взрослое, так и детское – для учеников третьих-четвертых классов.
Авторитет Христолюбова был огромен и бесспорен, местное земство выдвигало его кандидатуру в члены Государственной Думы, а спустя время – в Учредительное собрание. Позже пострадал за веру, попал в тюрьму.
Ждем Патриарха Московского и всея Руси Кирилла — история храма в селе Губернское. Часть 3ЧЕЛЯБИНСК, АН «Доступ».
В преддверии визита главы Русской православной церкви, патриарха Московского и Всея Руси Кирилла в Челябинскую область Агентство новостей «Доступ» совместно с пресс-службой губернатора представляет проект «Легенды старого храма». Речь идет о храме в честь иконы Тихвинской Божией матери в селе Губернское Аргаяшского района, который совсем недавно отметил свое 111-летие.
Легенда № 8. О спасении первого священника
От расстрела первого священника храма в селе Губернское спасло то, что его сын – Михаил Михайлович Христолюбов – был революционером-большевиком. В 1903 году в отцовском селе он вел пропаганду среди крестьян, организовал революционный кружок из ремесленников. Михаила Ивановича Христолюбова «помиловали»: вместо расстрела отправили на каторгу. На родину он вернулся лишь в 1936-м. Вскоре умер.
В конце XX века была найдена могила первосвященника: гранитная плита с надписью на полметра ушла под землю. Сейчас усыпальница ухожена и обнесена оградой. Над восстановленной могилой совершена панихида.
Легенда № 9. О расцвете села и храма
По письменному свидетельству протоирея Михаила Христолюбова, к приходу было приписано 5 600 человек. Говорят, что собор всегда был полон.
Верхний храм был предназначен для службы летом, нижний – зимой. Он отапливался с помощью печки. Большое помещение требовало больших затрат. В селе даже установили свой «налог»: с каждого двора брали по пол-подводы дров (половина телеги) в год.
Легенда № 10. О власти советов
Когда пришла власть советов, судьба двухпрестольного храма была решена. В 1928-29 годах в храме запретили совершать таинства – крещение и венчание. В 1930-31 годах запретили колокольный звон, в 1934 году с уникальной колокольни храма на землю сбросили 35 колоколов и кресты, в 1937 году церковь закрыли. Собор был разграблен.
Говорят, что после закрытия храм превратили в зернохранилище. А во время Великой Отечественной войны и вовсе в коровник. Местные жители так спасали свой скот. Большевики стреляли в глаза евангелистам, которые расположены на парусах верхнего храма. Постепенно собор стал разрушаться. Церковь бездействовала долгое время и стала приютом для тысяч голубей.
Легенда № 11. О том, как обнищали тютнярцы
Постепенно село пришло в упадок, тютнярцы обнищали. По одной из легенд это произошло потому, что местные жители взбунтовались против железной дороги.
Говорят, что через село Губернское собирались провести магистраль, но на сельском сходе местные жители выступили против такого решения, и дорога пошла в обход. К тому же ни одна трагедия, обрушившаяся на страну, не обошла Тютняры стороной: войны, революция, раскулачивание, отселение неблагонадежных по приказу Берии при строительстве «Маяка». Сегодня в четырех некогда богатых деревнях осталось чуть более трех тысяч человек.
Ждем Патриарха Московского и всея Руси Кирилла — история храма в селе Губернское. Часть 4 ЧЕЛЯБИНСК, АН «Доступ».
В преддверии визита Главы Русской православной церкви патриарха Кирилла в Челябинскую область Агентство новостей «Доступ» совместно с отделом специальных проектов управления пресс-службы и информации губернатора Челябинской области представляет проект «Легенды старого храма». Речь – о храме в честь иконы Тихвинской Божией матери в селе Губернское Аргаяшского района, который недавно отметил свое 111-летие.
Легенда № 12. О втором настоятеле
В 1990 годы храм вернули в Челябинскую епархию, службы возобновили в 1996 году. Первым настоятелем храма после его возрождения (и вторым в истории храма) стал Александр Бардин. Вспоминают, что начал он с того, что расчистил заброшенную церковь от мусора и хлама.
Помимо службы, исполнял обязанности звонаря и певчего. Проповеди читал в холодном помещении: не хватало угля для отопления церкви. Сам жил в покосившейся избушке. Прихожане ценили батюшку за открытость, мягкость, неустанную пропаганду добра, любви и веры. Он прослужил до 2002 года (6 лет).
Легенда № 13. О мистическом сне настоятеля
Третьим настоятелем храма стал Александр Погудин, четвертым – Александр Селеменчук. Говорят, что Селеменчук, еще будучи студентом, увидел во сне церквоь. В институте он учился вместе с Александром Починком и Владимиром Головлевым. А через 20 лет случайно проезжал мимо села Губернское. Тогда и увидел свой сон наяву. Окончил духовное училище и его назначили настоятелем храма.
Строитель по образованию, он вместе с сыном и другими единомышленниками на свои деньги начал восстанавливать заброшенную церковь. Первым делом отец Александр купил колокол. И храм ожил, и стал для Селеменчука смыслом жизни. Настоятель создал фонд для возрождения храма, привлек немало благотворителей.
В октябре 2004 года, на Покров, отец Александр отслужив службу, возвращался в Губернское. Человек он был энергичный, водил быстро. На повороте его «Ока» врезалась в комбайн. Александр Селеменчук погиб мгновенно.
Легенда № 14. О сохранившихся иконах
Потемневший образ Богоматери помнит и расцвет храма, и его разруху. Долгое время икона хранилась у кого-то из местных верующих, потом – в кабинете директора школы. А перед тем как начали восстанавливать храм, Богородица заблагоухала. Местные жители увидели в этом добрый знак.
На церковном складе хранятся и другие иконы: одни полустертые временем, другие – распиленные пополам.
Легенда № 15. О сокровищах старого храма
Одно время село Губернское будоражили предания о несметных купеческих кладах и бесценных иконах. Поговаривают, что сюда приезжали охотники за сокровищами.
Считается, что когда люди пытались спасти храм, в котором хранились уникальные иконы, они прятали их в подземелье. Однако до сих пор не разгадано, было ли в храме подземное помещение. Потомки зажиточных тютнярцев спорят об этом до сих пор.
До сих пор обсуждают и то, что скрывают в себе храмовые стены. Говорят, что в метровых стенах (в некоторых местах толщина стен достигает 1 метра 40 см) так же спрятан клад. Предположительно его искали, потому что сейчас пробиты все дымоходы нижнего храма. Только ничего не нашли. Вековой храм словно охраняет от чужих свои тайны…
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: