Описание окружающей местности

По некоторым данным, во время войны на склонах горы  Собер-Оашх  упало до пяти самолетов. Один из них лежит на северо-восточном склоне,  от него остались крупные фрагменты: части двигателя, стойки шасси и т.д. По сохранившимся фрагментам было установлено, что это самолет-разведчик советского производства Р-5, использовавшийся в годы войны в качестве ночного бомбардировщика. Предположительный период гибели август 1942 г., входил в состав 650-го ночного легкобомбардировочного авиационного полка (НЛБП).

 В станице Азовской, располагающейся в 10 км. от Собера,  находилась фашистская зенитная батарея, видимо при проведении ночной бомбардировки её огнем и был подбит Р-5.

 Р-5— двухместный полутораплан, классический тип разведчика 1928—1933 гг. — принадлежит к лучшим образцам самолетов подобного назначения. В его конструкции, линиях и аэродинамике было много общего с самолетами У-2, П-2 и И-3.  
   Конструкция самолета Р-5 — деревянная из сосны и фанеры, сталь — в узлах мягкая, марки М (предел прочности 40—45 кгс/мм2) с широким применением сварки.   Обшивка — фанера от 3 до 2 мм. Сборка — на казеиновом клее, железных оцинкованных шурупах и гвоздях. Моторама — ферма из дюралюминиевых коробчатых брусьев, соединенных дугообразной клепаной рамой, и из 12 стальных и дюралюминиевых стержней — труб с наконечниками,  регулируемых по длине. Благодаря хорошо налаженному производству масса конструкции серийного самолета Р-5 была исключительно стабильной и равнялись 1969 кг, полетная масса как армейского разведчика — 2955 кг, как легкого бомбардировщика — 3247—3347 кг.
Конструкция его оказалась выносливой, в эксплуатации он находился длительное время. Р-5 применялся в частях ВВС в 1931 — 1937 гг. как разведчик, легкий бомбардировщик и штурмовик. Использовался до 1944 г. в Великой Отечественной войне.

Летом 1941 г. большинство самолетов типа Р-5 уже не входило в боевой состав ВВС Красной Армии. Заслуженные разведчики были буквально рассеяны по бескрайней территории Советского Союза. Они находились в тыловых частях и запасных полках, в летных училищах, аэроклубах и во всевозможных транспортных отрядах различных ведомств. Большие потери советской авиации в тяжелых летних боях заставили вспомнить и о заслуженном ветеране. Вместе с Р-5 к боевой службе призывались P-Z и учебный самолет У-2 (получивший в ходе войны название По-2). Всего по приказу Ставки ВГК к ноябрю 1941 г, планировалось сформировать и направить на фронт 27 бомбардировочных полков на самолетах Р-5. Эти воинские соединения создавались в считанные дни, пилоты получали самолеты, совершали по несколько тренировочных полетов ночью и немедленно отправлялись на фронт. До конца ноября к местам боевых действий отбыло 13 вновь сформированных ночных бомбардировочных авиаполков, вооруженных самолетами Р-5 и P-Z.

Так же в начале войны для выполнения транспортных перевозок в интересах Красной Армии были созданы Авиагруппы ГВФ (Гражданского Воздушного Флота). В июле 1941 г. из 587 самолетов ГВФ, входящих в авиагруппы особого назначения, 104 были типа Р-5. Вплоть до второй половины 1944 г. это количество поддерживалось с колебаниями до десятка машин. Впоследствии авиагруппы переименовали в полки ГВФ, и в этом качестве, они действовали до окончания войны. Самолетам этих полков приходилось летать к партизанам, выбрасывать во вражеский тыл парашютистов, порою выполнять необычные поручения. Например, в ходе боев за Варшаву в один из кварталов города потребовалось доставить противотанковую пушку. Пушка весом 350 кг была подвешена под самолет Р-5, принадлежавший 62-му Гвардейскому полку ГВФ. Летчик полка Л.П.Шилдин успешно доставил столь необычный груз по назначению. 

К началу летней кампании 1942 г. присутствие Р-5 в действующей армии было наибольшим - 183 экземпляра. В течение летних боев количество этих самолетов, несмотря на боевые потери, продолжало удерживаться в пределах 200 единиц. Р-5 в основном действовали по ночам и традиционно выполняли многочисленные задачи по снабжению и обеспечению войск.

Так же на юго-восточном склоне лежат останки бомбардировщика А-20 Бостон американского производства, которые поставлялись в Советский Союз по ленд-лизу. Но от этого самолета остались лишь мелкие фрагменты. Координаты - 44° 41.623'С  38° 34.500'В

Для просмотра вам необходимо зарегистрироваться