Cтаринная поморская деревня Вирма расположена в устье одноименной реки, на побережье Белого моря, в 35 км юго-восточнее города Беломорск. Долгое время эта старинная русская деревня входила в состав приморских вотчин знаменитой новгородской боярыни Марфы-Посадницы, занимавшей в XV веке первое место среди новгородских феодалов по размерам владений в Карелии. После падения новгородской «боярщины» и включения Новгородской республики в состав единого русского государства все владения новгородских бояр в Карелии были конфискованы и «отписаны на государя», а часть из них, особенно на беломором побережье, передана в ведение Соловецкого монастыря. Близ Вирмы обнаружен каменный фундамент солеварен Соловецкого монастыря (XVI – XVII века). Вирма – древнейшее поморское село, когда-то многолюдное, теперь опустело, здесь осталось всего 20 жилых домов. Мощные срубы по-северному добротных крестьянских домов обветшали, но село по-прежнему живописно. Вирма является одним из немногих, сравнительно хорошо сохранившихся, традиционных поселений Карельского Поморья. Вторжение современной застройки незначительно и в целом не искажает исторически сложившегося облика деревни.
Природа, где расположено старинное поморское село не таит особых чудес. Суровый климат наложил свой отпечаток на окружающую действительность. Летом чередующиеся желто - зеленые пятна болот и низкорослого леса, больше напоминающие тундру, нежели среднюю полосу Карелии. Зимой – безмолвные белые пространства с редкими вкраплениями зеленых пятен невысоких елочек, у горизонта переходящие в бескрайнюю белую пустыню затянутого льдом Белого моря.
Первые скупые, но вместе с тем очень важные по своему значению сведения о Вирме доносят до нас Писцовые книги Обонежской пятины писца А. Лихачева (1563 г.): «В Вирме реки поставлена церковь ново после письма верховный апостол Петр и Павел, а у церкви черный поп…». И поныне главной достопримечательностью села является красивое здание церкви Петра и Павла, построенной в 1625 г. (по другим данным в 1696 г.) и поставленной на скалистой возвышенности, чуть в стороне от домов. Мощь деревянного здания с крупной центральной главой, выстроенного в поморской традиции, видится издалека. Церковь одновременно стоит и в центре деревни и на ее окраине, у подножия каменного кряжа и выше основания ближайших жилых домов, сильно возвышается над крышами последних, но в то же время незначительно – над верхушками елей, оседлавших гребень холма. Искусно найденная гармония природных и человеческих начал вызывает ассоциации со своеобразной «лестницей в небо», у основания которой «мирское бытие», а промежуточную ступень занимает церковь как место общения человека с Богом.
Петропавловская церковь является самой древней из всех известных на Руси кубоватых церквей. Ее датировка первой третью 17 века опровергает распространенную гипотезу о том, что кубоватое покрытие возникло после воссоединения России с Украиной (1654 г.) под влиянием украинской архитектуры с е приверженностью к криволинейным очертаниям. В облике Петропавловской церкви проявились строительные традиции, распространненые на этих землях и землях Поонежья. Именно по берегам Онеги боле всего были распространены кубоватые «верхи» древних церквей. Главная особенность Петропавловской церкви – это ее «кубоватый» верх, покрывающий четверик храма. Замысловато изогнутые линии главок и куба великолепно сочетаются с боковым покрытием пятигранного алтаря. Все формы укреплены, весомы, что придает силуэту церкви торжественность. Трапезная церкви в начале 20 в. Была значительно перестроена. Площадь ее вытянутого в длину помещения в несколько раз больше площади самого храма. В трапезной сохранился старинный резной столб (когда-то их было два). Он обладает удивительной изящной резьбой. Надпись на резном тябле, обнаруженном в сенях при ремонте церкви в 1958 г. гласит – «Лета 7147 (1639 г.) месяца сентября в 8 день поновили храм святых верховных апостолов Петра и Павла при игумене Варфоломее честные обители Соловецки».
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: