Площадь Хаст Имам находится в старом городе, внутри жилых кварталов, переживших землетрясение 1966 года. Хаст-Имам является религиозным центром Ташкента. Ансамбль исторических зданий начал складываться вокруг мавзолея первого имама и проповедника ислама в Ташкенте Абубакра Мухаммада ибн Али ибн Исмаил Ал Каффаль аш-Шаши.
Он родился в 903 году в городе Мадина аш-Шаш (нынешнем Ташкенте), в семье искусного мастера-каффаля. Свой долгий путь в науку проповедник начал в местных медресе, а потом в медресе Бухары, Самарканда и Термеза. Он считался духовным наследником таких столпов исламской теологии, как Имам аль-Бухари и Мухаммад ат-Термизи.
Каффаль аш-Шаши несколько раз совершил хадж в Мекку, побывал в Дамаске, Хиджазе. Сам великий историк ат-Табари взял его в число своих учеников. В своих путешествиях он принимал участие в диспутах с крупнейшими мусульманскими учеными. Авторитет его был настолько велик, что в арабском мире он заслужил титул «Великого Имама». А после удачного стихотворного ответа византийскому императору, который Абу Бакр сочинил по приказу халифа, к имени ташкентского богослова стали прибавлять арабское слово «ал-кабир» (великий). В преклонном возрасте Абу Бакр Каффаль вернулся на родину, где и умер в 976 году. Он был погребен у стены средневекового Ташкента. Так в городе появился мавзолей первого ташкентского святого.
Годы, войны и землетрясения многократно разрушали мавзолей, но горожане вновь и отстраивали здание. Нынешнее было создано в 1541 году ханским архитектором того времени Гулямом Хусейном. На главном фасаде над дверью сохранилась стихотворная надпись с датой постройки, именем придворного зодчего Гулям-Хусейна и каллиграфа Кудрата, принимавших участие в строительстве. Усыпальница святого приковывает внимание необычным архитектурным решением. Поскольку мазар был местом паломничества, то мавзолею была придана форма ханаки – приюта для странников. Сооружение приподнято на довольно высокую платформу над окружающими его захоронениями, а входной портал обращен, в нарушение традиции, не в сторону Мекки, а на север. Несмотря на массивные архитектурные объемы, здание выглядит стройным, устремленным ввысь. Этот эффект создает голубой купол, возведенный на барабане в виде прямоугольной призмы. Могила святого находится в граненой нише в западной части усыпальницы. И по сей день множество паломников приходят к ней.
Ещё одно здание площади Хаст Имам Мечеть Тилла-Шейх знаменита своей коллекцией исторических произведений Средней Азии. В этой библиотеке более двадцати тысяч книг и трех тысяч рукописей, но самая старая книга - Османский Коран VII века. Это уникальная, единственная из сохранившихся до наших дней рукопись священной книги мусульман. Она хранится во встроенном в стену в отдельной комнате специальном сейфе со стеклянной витриной.
Коран составил в Медине третий праведный халиф ислама Осман. До него мусульмане запоминали священные аяты (стихи Корана), которые Аллах дал Магомету, пересказывали их или записывали на деревянных дощечках. Чтобы положить конец возникшим спорам, какие именно стихи следует считать ниспосланными Всевышним, Осман составил свою окончательную версию в 651 году. До наших дней дошла примерно треть этой книги. Около 250 страниц, написанной крупной арабской вязью. Сначала книга хранилась при дворе внука Амира Тимура мирзо Улугбека, для чего тот приказал изготовить гигантскую подставку из мрамора во дворе мавзолея Биби Ханум, затем оказалась в мечети шейха Хаджи Ахрора. В 1868 году Россия завоевала Самарканд и Коран был перевезен в Имперскую библиотеку Санкт-Петербурга. Только в 1924 году, после неоднократных просьб мусульман, книга вернулась в Ташкент и теперь бережно хранится в тишине среди закоулков средневекового Старого Города. Рукопись получила сертификат подлинности ЮНЕСКО, свидетельствующий об уникальности памятника теологии и истории.
Кроме мавзолея и Тилла-Шейх, на площади Хаст-Имам расположены медресе Барак-Хан, построенное в XVI веке, а также Исламский институт имени имама ал-Бухари, где обучаются студенты, которые в будущем станут имамами. Институт назвали в честь самого почитаемого знатока хадисов Востока. Институт разместился в историческом здании мечети Намазгох, памятника старинной архитектуры конца XVIII – начала XIX веков, украшенной национальной резьбой по ганчу и орнаментальной росписью. В комплекс Хазрат Имам входит и здание Духовного управления мусульман Узбекистана. В течение нескольких десятилетий оно находилось в медресе Барак-хана. Теперь же Духовное управление размещено в новом, специально выстроенном здании, а худжры медресе Барак-хана были переданы под мастерские ремесленников и народных умельцев.
Мастера раскрашивают тут блюдца и шкатулки, выводят арабской вязью аяты из Корана на свитках, вырезают из цельных брусков дерева лаухи – раскладные подставки под Коран, чеканят затейливые узоры на медных и латунных подносах и сосудах. И продают тут же свои поделки.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: