В стороне от современного водного пути рядом с селом Девятины сохранился так называемый Девятинский перекоп, или Каменный канал, длиной около 1,5 км, прорытый в конце XIX века для спрямления излучины реки Вытегры при реконструкции Мариинской системы. После постройки Волго-Балта необходимость в этом канале отпала, и он был осушен. В 1983 году Девятинский перекоп получил статус геологического памятника природы.
Интересно как строился этот канал: "«Девятинский перекоп» являлся одним из самых сложных участков реконструкции Мариинской водной системы (Волго-Балтийского канала). При сооружении земляной выемки была построена временная узкоколейная железная дорога, имевшая подземные участки. Тяговый подвижной состав был представлен по меньшей мере двумя паровозами.
Работы на «Девятинском перекопе» велись с 1890 года по 1896 год. После их завершения узкоколейная железная дорога была разобрана. "
Цитата из краеведческого альманаха «Вытегра» (2003 год):
По всему Мариинскому водному пути было два наиболее значительных перекопа: Перекоп № 1 около села Девятины (437,75 сажени в каменистом грунте с заложением дна на глубине 11,01 сажени от поверхности) и Луковецкий перекоп на реке Шексне.
Девятинский перекоп был самым грандиозным сооружением переустройства Мариинской водной системы 1890 — 1896 годов. Работы производились устройством тоннеля по так называемому английскому способу, который применялся в Англии, Америке, Италии, Швейцарии и Австрии. В России этот способ был применён впервые.
Сущность тоннельного способа состояла в том, что на уровне дна будущего канала проводился тоннель-штольня, который сообщался с поверхностью рядом шахт. Выламываемый на поверхности грунт скидывался по каналам шахт в штольню, где под отверстиями шахт стояли вагоны подвижного состава. Грунт вывозился из штольни и сбрасывался под эстакаду, по которой двигался состав. Путь для отвозки грунта из перекопа шел по косогору левого берега и, обойдя деревню Каменную, выходил по деревянной эстакаде (в 340 сажен длиной и 6 сажен высотой) на низкий луг, впоследствии исчезнувший под насыпанным грунтом.
По рельсам двигались два локомотива с подвижными составами, каждый состоял из 45 вагонов (по 3 вагона под каждую из 15 шахт). Наверху у каждой шахты работало по 16 человек, внизу в штольне — по двое. Ломку вели вручную с незначительной поддержкой взрывными работами. Во время этих трудных работ появлялись неожиданные препятствия, например, в одной части перекопа под плитами залегал пласт, состоящий из чередующихся слоев камня и глины всех цветов и составов, вся эта масса с наступлением оттепелей приходила в движение.
На постоянной работе были задействованы в среднем 1200 человек и 500 лошадей. Рабочих рук не хватало. Продовольственное и техническое обеспечение шло с перерывами осенью и весной, а зимой было очень дорого, так как можно было использовать только гужевой транспорт (лошадей). В одну из зим ударили тридцатиградусные морозы. Один год строительства совпал с неурожаем. Дважды возникала угроза холерной эпидемии.
Строительство Перекопа № 1 осуществлялось пять с половиной лет. Объем выемки составил более 80 тысяч кубических сажен, в том числе 5 — глинистого грунта и 76 — плитного и каменистого (доломитизированного) известняка (соответственно 786, 48,5 и 737,5 тысячи кубических метров. Первый российский опыт тоннельного способа строительства канала превысил по объёму работ все известные ранее в шесть раз.
Перекоп обошёл излучину реки, где стояли шлюзы Св. Самсония и Св. Михаила. В самом перекопе оборудовали три шлюза длиной по 50 сажен каждый. В техническом отношении три шлюза при одной плотине с расстояниями между камерами по 125 сажен фактически были одним трехкамерным шлюзом. "
Сейчас канал сильно зарос, деревянные укрепления и шлюзы сгнили и разрушились. Добраться туда можно из села Девятины, пройдя по противоположному берегу, перейти по остаткам шлюза (нужны сапоги) на остров, образованный излучиной реки и каналом. Рекомендуем подняться на верх и пройтись по острову. Оттуда открывается отличный вид и ощущается вся мощь некогда грандиозного сооружения.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: