Выгодное расположение междуречья Волги и Дона издревле использовалось торговцами различных этносов и национальностей. Сначала этим пользовались татары, обосновав тут свой Бельджамен, затем казаки, построив посад Дубовка. Близкое расстояние между крупнейшими реками обеспечивало постоянную загрузку этого торгового перекрестка. Несколько десятков тысяч людей работало с весны до осени, занимаясь разгрузкой, погрузкой и перевозкой грузов. Существовал способ проведения через водораздел даже судов.
Так, с 1789 года суда перевозили до 5 тысяч пудов (20—80 т) с Волги целиком, а суда большей грузоподъемности — в разобранном виде. Для перевозки под корпус подводили 4 дубовых колеса на осях (без спиц) или катки. Задние колеса имели диаметр 1,5 аршина (1 м), а передние — аршин (0,7 м). Катки монтировались к судну и припрягали от 10 до 50 волов. Вначале судно поднимали в гору на высоту до 100 метров, а потом в степи на горизонтальном участке или пологом спуске к Дону на судах при благоприятном ветре поднимали паруса. Перевозка судов по этой степной трассе, протяженностью около 60 километров, занимала 5 суток, а при попутном ветре — меньше четырех. Движение было многорядным. Потоки грузов увеличивались год от года. Возникла острая необходимость в строительстве железной дороги. В 1843 году обер-егермейстер Д.В. Васильчиков, рассчитывая, по-видимому, на большую прибыль, добился разрешения на постройку железно-конного варианта дороги. Дорога на всем протяжении строилась без каких-либо значительных насыпей и выемок, по естественной поверхности земли. Но довольно значительные работы по выемке грунта были проделаны, как тогда писали, «...при резке крутых возвышенностей, особенно от Дубовского посада первые 4,5 версты (остатки этого участка сохранились). Начало железно-конной дороги от горизонта воды в Волге находится в 140 футах высоты, самая высшая (на протяжении 24,5 версты от Дубовки) доходит до 360 футов над горизонтом воды».
Движущей силой были лошади и волы, тормоз применялся самый примитивный: под острым углом в землю втыкался кол, упирающийся торцом в вагонетку. Дорога имела 235 вагонов. Открытие ее состоялось 10 апреля 1846 года.
Дорога проработала с перерывом сезоны 1846—1847 годы и 1850—1852 годы. Содержать ее становилось накладно. Ремонт полотна, рельс и вагонов возвысил ценность каждой версты до 7500 рублей серебром. Между тем, акционерам дорога перестала приносить выгоду, стоимость акций снизилась.
В 1851 г. начаты исследования другой местности между Доном и Волгою и 19 июня 1858 г. «высочайше» утверждено сооружение паровой железной Волго-Донской дороги от Царицына до Калача. Что и послужило в дальнейшем увяданию столицы южного казачества – Дубовки и бурному развитию бывшей сторожевой слободы – Царицына.
При подготовке материала использовалось: Краснов Н. «Земля Войска Донского». 1863 г.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: