Этот тайник-прогулка создан в рамках подготовки очередной экскурсии по Москве. Если вы любите компанию и живой рассказ, то можете не торопиться брать этот тайник, а дождаться экскурсии и посетить все описываемые места и взять тайник сообща с остальными геокешерами. Если же вы любите гулять в одиночестве, в тишине и спокойствии изучая каждую достопримечательность, то тогда экскурсию вам лучше не ждать. Делайте распечатку и вперёд. Этот тайник, также как и “Прогулка по Острову”, “Прогулка по московским переулкам”, “Прогулка по Швивой Горке” является некоей самостоятельной экскурсией по Москве. Вам предлагается взять распечатку тайника и прогуляться по одному из семи холмов, на которых стоит Москва – по Ивановской Горке. Места очень интересные и живописные. Если вы не ставите перед собой целью найти тайник, а хотите просто погулять по Москве, то навигатор вам в принципе и не нужен. Внимательно читая описание вы легко пройдёте весь маршрут. Если же вы непременно хотите поиграть в шпионов и найти “секретную” микрокапсулу в которой можно записать свой ник и получить зачёт, то без навигатора будет тяжеловато. Во время прогулки очень рекомендуется иметь при себе крупномасштабную карту центра Москвы. Это описание Ивановской Горки абсолютно не претендует на какую-либо объективность. Мы с вами пройдёмся только по тем местам, которые показались лично мне наиболее интересными. Но хватит лирики. Итак :
1 шаг. Начинается наша прогулка от метро “Китай-город” от памятника героям Плевны. Собственно координаты этого памятника и указаны в заголовке тайника. Когда-то это место называлось Площадь Ильинских ворот. Именно здесь были Ильинские ворота Китай-города. Со стороны Кремля к ним подходила улица Ильинка. А дальше после площади она называлась Покровкой. Посмотрите на угловой дом на углу Маросейки, где сейчас аптека. На этом месте когда-то стоял Покровский храм, снесённый ещё во времена Екатерины Второй. Именно от этого храма улица и получила своё название Покровка. Позже в начале улицы было построено Малороссийское подворье. Именно от него часть улицы Покровка и была переименована в Маросейку (Малороссийку). Но часть Покровки, ближе к Садовому Кольцу, сохранила своё прежнее название. А на площади перед вами стоит часовня-памятник гренадёрам – героям Плевны. Она была построена в 1887 году на пожертвования оставшихся в живых гренадёров, ветеранов сражения под Плевной.
2 шаг. Спускаемся в подземный переход и идём на Маросейку, на правую сторону к церкви, которую мы видим с площади. Перед нами Храм Святителя Николая в Кленниках. Впервые этот храм был построен в 1468 году царём Иоанном Третьим (дедушкой Ивана Грозного). Но тот храм до нас не дошёл. То, что мы видим сейчас построено во второй половине 17-го века, а колокольня в середине 18-го. С 1893 по 1923 год настоятелем храма был известный московский старец Алексий Мечев, ныне причисленный к лику святых. Его святые мощи покоятся сейчас в этом храме (войдёте в храм, сразу повернёте направо и идите прямо, рака с мощами будет стоять у правой стены). В 1932 году храм был закрыт. Возвращён церкви в 1990 году.
3 шаг. А мы продолжаем наш путь. Можно конечно и по улице дальше пройти, но я жутко люблю подворотни и проходные дворы. Вот и мы с вами пройдём дворами. Идём ещё немного по Маросейке и вскоре увидим поворот направо под горку, это Большой Спасоголенищевский переулок, нам туда. Спускаясь вниз, обратите внимание на красивый вид на Котельническую высотку впереди. Пройдя буквально сто метров, увидим арку в доме с левой стороны (N 55.45.421, Е 37.38.072), ныряем туда. И дворами, дворами, идём всё время прямо, пока не выйдем в Петроверигинский переулок и сворачиваем направо. Метров через 70-80 переулок круто сворачивает влево. А мы с вами остановимся на месте поворота. И посмотрим по сторонам. Первое, что здесь бросается в глаза это дом №6. Примерно на углу, там где находится круглая часть здания, когда-то стояла церковь Честных Вериг Апостола Петра, построенная в 1547 году в честь венчания на царство царя Ивана Грозного. Именно от неё переулок и получи своё название. Архитектурный стиль дома – конструктивизм, сразу выдаёт примерное время его постройки 1929-1931 год. Это бывшее здание “Коммунистического университета нацменьшинств Запада”. Здание достаточно большое. Оно тянется вглубь квартала более чем на 150 метров. В нём бы все меньшинства целиком поместились. Но нацменьшинства Запада, как мы знаем, коммунизм так и не построили (хотя баски например до сих пор бузят, но слава Богу без коммунизма), и университет со временем закрыли. Сейчас здесь находятся разные учреждения и студенческие общежития. А мы повернём голову чуток направо, к усадебному дому, скрытому за деревьями. В 1803-1807 годах здесь жила семья Тургеневых. В гостях у них в этом доме частенько бывали Жуковский, Карамзин, Херасков. В пожар 1812 года дом сгорел и был отстроен заново. В 1832 году эту усадьбу купил богатый чаеторговец купец Боткин. Эта семья тоже дала России много славных сынов. Один только знаменитый доктор Боткин чего стоит. При Боткиных здесь собирался весь московский литературный бомонд : Гоголь, Толстой, Тургенев, Герцен и многие другие знаменитости. В своём произведении “Былое и думы” Герцен с большой теплотой вспоминает время проведённое в этом доме. А поэт Фет так вообще женился на одной из сестёр Боткиных. В общем очень интересный дом.
4 шаг. А мы идём по Петроверигинскому переулку дальше. Ориентиром нам служит высокий шпиль. Доходим до Старосадского переулка, переходим его и заходим в ворота. Перед нами Лютеранский храм Петра и Павла. Когда-то здесь располагалась богатая усадьба Лопухиных. Но в 1817 году усадьбу покупает лютеранская община. Они слегка перестраивают усадебный дом и превращают его в храм. Пот были ещё перестройки. То, что мы видим сейчас это 1905 год. Храм действующий. В храме очень неплохой орган. Иногда бывают и концерты. Расписание концертов обычно висит на тех воротах, через которые вы вошли на территорию со Старосадского переулка. А теперь поднимите голову. Видите часы? Эти часы уже современные. Их здесь повесили, когда в 90-х годах восстанавливали храм. А те самые часы, которые висели здесь до революции тоже сохранились и прекрасно показывают время. Сейчас они висят на фасаде главного здания ФСБ (бывшее КГБ) на Лубянке. Так что на Лубянке часы не родные. Свои часы они где-то “потеряли”. А если обойти храм с юга (то бишь справа), то мы увидим небольшое здание часовни при храме, построенное по проекту архитектора Шехтеля. Сейчас часовня не действует. Здесь просто одно из служебных помещений лютеранского храма. А мы продолжаем обходить храм справа и вот невдалеке, тут же во дворе видим старинное каменное здание. Подойдём к нему поближе. Лично мне больше нравится вид со двора, между зданием и забором. Можете постоять здесь. Это так называемые “палаты Мазепы”. Однако к Мазепе они не имеют никакого отношения. Это старинные палаты 17-го века. Кто конкретно в них жил достоверно не известно. Но в 70-е годы советская власть решила это здание снести для нового строительства. Тогда историки и искусствоведы, чтобы сохранить это здание и запустило “утку” о том, что это палаты Мазепы. Советские чиновники на это купились. Мол раз это палаты Мазепы, то сносить конечно нельзя. Здание сохранилось, сейчас оно принадлежит лютеранскому храму и они его потихоньку восстанавливают. А по путеводителям до сих пор гуляет байка про палаты Мазепы, который тут на самом деле никогда и не был.
5 шаг. За алтарём лютеранского храма находим подворотню и ныряем туда. Проходим в подворотне и оказываемся в Колпачном переулке. Поворачиваем направо, проходим буквально несколько метров и видим те же самые “палаты Мазепы” уже со стороны улицы. Не разбегайтесь. Остановитесь тут на минутку не доходя до “палат” напротив “дома со львами”. Небольшой особнячок. До революции здесь жил Юргенсон, крупнейший издатель нот в дореволюционной России. Если у вас дома остались от бабушки дореволюционные ноты, то они почти наверняка отпечатаны на типографиях Юргенсона. После войны здесь одно время была резиденция министра госбезопасности Абакумова. Но он тут хозяйничал не долго. Был расстрелян как враг народа.
6 шаг. А теперь спустимся немного по Колпачному переулку вниз. Справа пройдём красное кирпичное здание. Притормозим. За кирпичным зданием начнётся двухэтажный особнячок, а мы перейдём на другую сторон улицы и остановимся там, где начинается ещё одно здание явно советской эпохи (Колпачный,13). Бывшее здание электрической подстанции тридцатых годов с красивых гранитным цоколем. Само здание плохо видно за деревьями. Подойдите к зданию поближе. Раньше оно выглядело интереснее. А несколько лет назад во время очередного ремонта закрасили самое интересное. Посмотрите внимательно на оконные переплёты окон первого этажа. Они вовсе не из дерева, как это бывает обычно. И даже не из бетона, хотя и покрашены в тот же цвет, что и бетонные стены. Они выполнены из ГРАНИТА. Высечь столько переплётов из гранита, это какие же деньги на это угрохали? И непонятно зачем. Гранит тот же самый, что и на цоколе. А теперь его закрасили. И эти единственные в Москве окна с гранитными переплётами (и ведь не в министерстве каком-то, а на обычной подстанции) закрасили и никто теперь не догадывается, что там под краской.
7 шаг. Идём смотреть палаты Емельяна Украинцева 17-го века и заодно современное граффити 21-го века, как говорится : два в одном. Для этого спускаемся по Колпачному переулку вниз и сворачиваем налево. Обходим здание подстанции, которое мы осмотрели и сразу за ним сворачиваем во двор налево. Проходим в калитку в решётчатых воротах и сворачиваем налево, смотрите не ломанитесь в иногда открытые ворота прямо, там какой-то завод и суровая охрана. Итак, свернули после ворот налево и идём вперёд. По дороге осматриваем современные настенные росписи, иногда весьма забавные. Идём до тех пор, пока слева не появится мусорный контейнер (за контейнером забор, а забором беседка с золотой крышей), а справа пристроенный к дому навес. Остановимся здесь. Именно этот дом (к которому пристроен навес) нас и интересует. Это палаты 17-го века известного русского дипломата Емельяна Украинцева. Официально он никогда не возглавлял Посольский Приказ. Но фактически именно он и руководил им в царствование Фёдора Алексеевича, царевны Софьи и в начале царствования Петра Первого. После его смерти дом, как выморочное имущество (то есть имущество у которого не было наследников) перешёл в казну. Пётр Первый пожаловал дом князю Голицину за его ратные подвиги в Полтавской битве. Именно Голицын командовал тогда гвардией, которая и решила исход битвы. Потом здесь располагался архив Коллегии Иностранных Дел. В целях пожарной безопасности (ведь здание было битком забито бумагами) все полы в здании были выполнены и литых чугунных плит. Часть этих плит сохранилось в здании и поныне. Кое-что увидите и вы, но это потом. В этом архиве работал Карамзин, когда писал “Историю Государства Российского”, Пушкин во время работы над “Историей пугачёвского бунта”.
8 шаг. Выходим из этого двора. Тем же путём как и вошли сюда, через решётчатые ворота возвращаемся в Хохловский переулок. И Поворачиваем налево. Доходим до угла. Хохловский перулок сворачивает налево под углом 90 градусов. Сворачиваем и мы. После поворота, пройдя метров 50 увидим слева мемориальную табличку. Мы с вами пришли к палатам Емельяна Украинцева с парадной стороны. Но наш путь лежит дальше. В конце переулка с правой стороны уже видна церковь Святой Живоначальной Троицы в Хохлах. По названию местности (да и по названию переулка) несложно догадаться, кто раньше населял эти места. Первый деревянный храм был построен здесь в 1613 году, но он до нас не дошёл. В 1657 году был построен каменный храм, но и он не сохранился. То, что мы видим сейчас это конец 17-го – начало 18-го веков. На храме сохранились древние изразцы выполненные известным мастером Степаном Полубесом. После революции храм был закрыт. Возвращён церкви в начале 90-х. Сейчас храм действующий. Очень рекомендую зайти внутрь. Как известно в храмах нельзя молиться о некрещеных. А ведь некоторые наши знакомые и родственники так и умирают некрещеными. Как же быть? Единственный святой, которому разрешено молиться в храме об умерших некрещеными это святой мученик Уар. Если вы войдёте в храм, то с правой стороны увидите канун. Это такой прямоугольный столик, куда ставят свечи об упокоении усопших. На круглые подсвечники свечи ставят только о здравии. Так вот справа от кануна как раз висит икона святого мученика Уара. Так что если среди ваших усопших знакомых или родственников есть кто-то некрещеный за кого вы хотите помолиться, то не пожалейте пяти минут. Зайдите в храм. А если пройти вперёд, то перед самым алтарём с правой стороны тоже висит большая и очень интересная на мой взгляд, хотя и современная икона. Икона мучеников Ипатьевского дома и Алапаевской шахты. Обратите на неё внимание.
9 шаг. Вернёмся немного назад. Идём обратно по Хохловскому переулку по левой стороне. Пройдя справа уже знакомую нам мемориальную табличку (про Емельяна Украинцева) увидим с левой стороны узкий проходик между домами и лестницу наверх. В ней 15 ступенек, можете пересчитать ещё раз. Можете где-нибудь даже записать, правда не знаю зачем. Поднялись и держимся чуток левее, идём между черным забором (слева) и детской площадкой (справа). Далее идём в этом же направлении. Впереди стоит здание. Держимся левее и обходим его сбоку. Если вы ничего не перепутали, то на углу (северо-западном) здания будет табличка “Совинтерфест”. Обходим здание вокруг и остановимся у его северо-восточного угла с восточной стороны. С виду обычная помойка и обшарпанный угол здания. Даже вся штукатурка осыпалась. Именно поэтому мы тут и остановились. Здесь нет штукатурки и видна кирпичная кладка. Если присмотреться, то видно, что кладка то 17-века. Вот вам и помойка. И кирпич тех времён и раствор, и кладка. На некоторых кирпичах на торцах видны клейма. Вот так иногда отвалится штукатурка у современного с виду дома и дом оказывается не современный, а 17-го века.
10 шаг. Идём вдоль задней стены этого здания, так, чтобы оно было справа, а забор в парк слева. Доходим до кирпичного жилого дома, идём прямо вдоль его торцевой стены. Сразу за ним сворачиваем направо и проходим чуток вперёд. С левой стороны будет одно-двух этажная развалюшка. Идём вдоль неё до мемориальной доски на углу здания. Оказывается здесь жил наш великий художник Левитан. Более того он не просто тут жил, а этот дом специально для него и построили. Последние десять лет своей жизни он жил и работал в этом доме. В советское время в этом здании был детский сад. Кстати именно здесь, в настоящем детском саде, а вовсе не на киностудии, снимался известный всем советским детям фильм “Усатый нянь”. Всего несколько лет назад в доме ещё сохранялась вся внутренняя отделка : мраморные полы, наборный старинный паркет, литая чугунная лестница. А потом арендаторы провели там ремонт. Теперь там безликий офис. Вся лепнина, мрамор, чугунная лестница бесследно исчезли. Осталась только мемориальная табличка, напоминающая об истории этого дома. Но судя по его состоянию, хозяева ждут когда он сам развалится (разрушать нельзя – исторический памятник), чтобы построить тут очередной деловой центр или современное жилое здание.
11 шаг. Отправляемся дальше. Следуем снова вдоль кирпичного жилого дома, пока не упрёмся в решётку забора, сворачиваем налево и вдоль забора выходим в Большой Трёхсвятительский переулок, получивший своё название по расположенному в соседнем переулке храму Трёх Святителей на Кулишках. Кстати, справа за забором находится особняк Морозовых. В нём происходило много разных событий. Во-первых, именно здесь после убийства Блюмкиным германского посла был арестован Железный Феликс. Во-вторых, именно здесь, а вовсе не в павильонах киностудии, в натуральных декорациях снимался стврый советский фильм "Усатый нянь". Да, при советской власти здесь был детский садик. Хотите больше подробностей? На юго-восточном углу забора, который вы проходите, есть куар-код, наведите на него свой смарфон и прочитаете много интересного. А мы отправимся к храму. Для этого надо обойти квартал лежащий впереди. Свернём направо и пойдём по Большому Трёхсвятительскому переулку вниз. А чтобы вам было не скучно идти, поглазейте по сторонам, на юго-западном углу Морозовского особняка вы увидите мемориальную табличку посвящённую вовсе не Якову Блюмкину, не Феликсу Дзержинскому, даже не Морозоввым, хотя про них тут можно много рассказать, а тому, кто это здание просто посетил.
12 шаг. Спускаемся по переулку вниз, поворачиваем налево в Подкопаевский переулок, проходим примерно пятьдесят метров и снова поворачиваем налево в Малый Трёхсвятительский переулок. И пройдя по нему около двухсот метров, с правой стороны увидим храм Трёх Святителей на Кулишках. Храм посвящён трём древним святителям : Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Первый деревянный храм существовал на этом месте ещё в 14-м веке. Ныне существующий двухэтажный храм построен в 1674 году. Хотя в 18 и 19 веках он слегка и перестраивался, но в целом сохранил облик 17-го века. В двадцатые годы храм был закрыт. Сначала здесь была тюрьма. Потом студия “Диафильм”, потом жилые квартиры, потом различные организации. Храм возвращён церкви в 1996 году. Сейчас храм действующий. Но службы идут не каждый день, только по субботам, воскресеньям и церковным праздникам. Если вы придёте сюда в будни, то храм скорее всего будет закрыт, хотя кому как повезёт. Подойдите к алтарной апсиде храма (полукруглые пристройки с восточной стороны храма). Там видны средневековые мемориальные доски. Если считаете себя шибко грамотными, попробуйте прочитать, что на них написано.
13 шаг. А теперь отправимся вниз по Хитровскому переулку. Вскоре вы выйдете на площадь. Поперёк будет идти Подколокольный переулок. Перед вами лежит одно из самых легендарных мест в Москве. “Ну и что это за пустырь? И на фига мы сюда припёрлись? Тут и смотреть не на что”, - возможно скажете вы. И будете по своему правы. Сейчас смотреть действительно уже не на что. А ведь это знаменитая Хитровская площадь. В том месте, которое сейчас огорожено забором посреди площади и где вроде как что-то собираются строить находился известный на всю Москву Хитровский рынок. Это было самое “дно” Москвы. Но обо всём по порядку. Своё название площадь получила в 20-е годы 19-го века по имени владельца этого места генерал-майора Хитрово. После пожара Москвы 1812 года здесь был пустырь заваленный обломками сгоревших строений. Генерал повелел расчистить это место и устроить здесь рынок. Площадь была расчищена, замощена, построены навесы и прилавки. Забурлила торговля. Однако в конце 19 века площадь стала местом сбора тех, кто ищет себе работу. Посреди площади для них был построен большой железный навес. Постепенно Хитровка превратилась в пристанище безработных, нищих, пьяниц, проституток и уголовников. Окружающие площадь дома превращались в ночлежки самого жуткого вида для самых уже опустившихся людей. Об ужасах Хитровки писал в своей книге “Москва и москвичи” известный бытописатель дореволюционной Москвы Гиляровский. Почитайте, очень интересно. Именно сюда, на Хитровку приходили артисты Художественного театра перед постановкой пьесы Горького “На дне”. Чтобы лучше сыграть свои роли они решили осмотреть московское “дно” своими глазами. И это “дно” Москвы было именно здесь, на Хитровке. Многих зданий здесь уже нет. Снесли и дом где располагалось самое жуткое и страшное место Хитровки – трактир “Каторга”. Снесли и трактиры “Утюг”, “Свиной дом”, “Сухой овраг”, “Пересыльный”, “Сибирь”. В эти места даже полиция боялась заходить. Зато сохранился угловой дом на углу Подколокольного переулка, дом № 11. Когда-то здесь был ночлежный дом Ярошенко. Именно сюда и приходили московские артисты. Окончательно уничтожить Хитровку смогла только советская власть. Нищих и безработных не стало. Коммунисты обеспечили работой всех, кого на лесоповале, кого на рытье Беломорканала. При советской власти на площади было построено здание и площадь как таковая вообще исчезла. Однако сейчас здание снесли и собираются тут снова что-то строить. Со стороны бывшего дома Ярошенко даже висит информационный стенд.
14 шаг. Осмотрев Хитровку, по Подколокольному переулку отправляемся на запад в сторону Подкопаевского переулка. На их пересечении стоит храм Святителя Николая в Подкопаях. Этот храм известен в летописях с 1494 года. С 1686 года храм отстроен в камне. Несколько раз горел и перестраивался. Так что сейчас трудно с уверенность сказать к какому периоду относится то, что мы с вами видим сейчас. После революции храм был закрыт. В храме работал завод. Возвращён церкви в 1991 году. Храм действующий. Службы бывают почти каждый день. Так что если вы придёте не поздно вечером, то у вас есть все шансы попасть внутрь храма. В храме ведётся работа по помощи бомжам и нищим. Проводится сбор одежды, продуктов, денег. В храме даже стоит специальный ящичек для сбора пожертвований “Помощь неимущим”.
15 шаг. Что притомились? Но согласитесь, гулять по Москве всё-таки интереснее, чем сидеть в унылом офисе или вяло лежать дома на диване и тупить в телевизор. Так что не расслабляемся, а отправляемся вверх по Подкопаевскому переулку. Проходим его весь насквозь и снова оказываемся в уже знакомом нам Хохловском переулке. Но не разбегайтесь слишком быстро. Понимаю, вы устали, а в горку идти тяжело. Поэтому примерно на середине подъёма около дома номер пять (это с правой стороны) остановитесь на пару минут передохнуть. Перед вами палаты Шуйских. Между прочим 17-ый век. Правда в 18 и 19 веках к ним приляпали сверху ещё два этажа. Но первый этаж это стопроцентно 17-ый век. В общем посмотрели палаты Шуйских и идём до Хохловского переулка.
16 шаг. Уже знакомый нам Хохловский переулок. Сворачиваем налево и идём всё время прямо, пока не упрёмся в монастырскую стену. Это Иоанно-Предтеченский женский монастырь. Но монастырь это последний пункт нашей прогулки. А мы с вами сначала обратим наше внимание на право. На горочке над монастырём стоит красивейший храм Владимира Равноапостольного в Старых Садах. По названию местности “Старые Сады” несложно догадаться, что когда-то здесь в далёком пригороде (сейчас бы сказали “дальнее замкадище”) располагались царские сады. И здесь, в царских садах и был построен этот храм. Впервые этот храм упоминается в документах в 1423 году. Но тот храм до нас не дошёл. Тот храм, который мы видим сейчас построен известным зодчим Алевизом Новым в 1514-1516 годах. В 17-м веке к нему были пристроены боковые приделы, в 18 веке построена колокольня. Но основной храм это самое начало 16-го века. Всё таки не простые это были сады, а царские. А для царских садовников и храм полагался соответствующий. После революции храм был закрыт. Возвращён церкви в 1991 году. Сейчас храм действующий. Службы идут каждый день. Так что если вы придёте не поздно вечером, то попасть внутрь храма проблем не будет.
17 шаг. И наконец самая главная достопримечательность Ивановской горки Иоанно-Предтеченский монастырь. Именно от монастыря вся горка и получила своё название. Когда и кем основан монастырь доподлинно неизвестно. Одни приписывают его основание Великому Князю Ивану Третьему – деду Ивана Грозного. Другие Великой Княгине Елене Глинской – матери Ивана Грозного. Третьи самому Грозному Царю, который как известно основал множество монастырей. В любом случае монастырь был близок к царскому дому . Монастырь постоянно принимал богатую царскую милостыню, но в то же время использовался и как место заточения. Вот о некоторых узницах этого монастыря мне и хочется вам вкратце напомнить. Первая из них это знаменитая Салтычиха. Богатая московская помещица замучившая насмерть более СТА СОРОКА своих крепостных. Она рано осталась вдовой, ей было около тридцати. Знатная, богатая, молодая и красивая женщина не собиралась оставаться одна. И вот у неё завязался роман. Её избранник был тоже знатен, молод и красив. И всё вроде бы шло к свадьбе. Но жениха насторожили некоторые “странности характера” его избранницы. Свадьба не состоялась. Но помещица Салтыкова была уверена, что сможет вернуть любимого. Однако он нашёл себе новую избранницу и обвенчался с ней. Узнав об этом отвергнутая вдова рассвирепела. Её люди подложили в дом молодожёнов бочку с порохом. Однако покушение не состоялась. Однако она дала понять, что им обоим не жить. Пришлось им срочно бежать за границу. А молодая вдова окончательно “слетела с катушек”. Она начала зверски измываться над своим крепостными. Под предлогом плохо помытых полов или непоглаженного белья она самолично забивала насмерть своих крепостных. Причём абсолютно все её жертвы это молодые девушки и женщины от 12 до 35 лет. Вот такой женоненавистницей она стала. Вся Москва знала об ужасах, творившихся в её богатых поместьях. Но она была знатна и богата. Несколько раз против неё начинались судебные дела, но каждый раз её происхождение и деньги помогали замять дело. Но однажды слухи о том, что она творит дошли и до царского дворца. Императрица была в шоке и приказала довести дело до конца. Под нажимом Её Императорского Величества колёса правосудия наконец закрутились. Следствие тянулось несколько лет. Но поскольку делом интересовалась сама Императрица, то в этот раз замять его не удалось. Правда суду удалось доказать примерно половину вменяемых помещице Салтыковой эпизодов. Но даже это хватило, чтобы вся Москва ужаснулась. Суд без колебаний вынес смертный приговор. Но знатное положение всё-таки сделало своё дело. По указу Её императорского Величества смертная казнь была заменена на казнь гражданскую (то есть лишение дворянства) и пожизненное заключение в одиночной камере в Иоанновском монастыре. Салтычиха, так стали звать её москвичи, оказалась навечно заключённой в крохотной камере, окно которой, закрытое мощной решёткой выходило на улицу. У двери и окна стояла охрана. Однако охрана не препятствовала всем желающим подойти к окошку и посмотреть на Салтычиху. Власть хотела показать до какого состояния может дойти человек полностью утратив в своей душе все человеческие качества. И люди приходили сюда посмотреть на этого монстра. Родители приводили сюда своих непослушных детей, чтобы испугать их этим чудовищем. Прожила Салтычиха в заключении достаточно долго. Похоронена на Донском кладбище. Но есть в истории этого монастыря и другой пример. Княжна Тараканова. Помните историю? Дочь Императрицы Елизаветы Петровны от её тайного, но вполне законного брака с графом Разумовским. Все мы помним картину “Княжна Тараканова во время наводнения в Петропавловской крепости”. Героиня, изображённая на картине на самом деле никакая не княжна, а обычная авантюристка, пытавшаяся пролезть на русский престол. Она действительно закончила свою жизнь в Петропавловской крепости. Правда умерла она от чахотки за два года до наводнения, изображённого на картине. Именно ей и посвящено множество исторических романов и кинофильмов. Однако была и настоящая княжна Тараканова. Ей был предоставлен выбор : или смерть на плахе или постриг в монастырь. Она выбрала второе. Первые годы условия были весьма суровые. Хотя и жила она в отдельно келье со всеми удобствами, имела шикарный по тем временам стол, неплохое денежное содержание, но была полностью отрезана от внешнего мира. Ей разрешалось общаться только со служанкой, настоятельницей монастыря и своим духовником. Ей даже не разрешалось ходить в храм на службу с другими монахинями. Специально для неё по ночам священник служил отдельную службу. В таком “добровольно-принудительном” затворе она провела 12 лет. Потом Екатерина Вторая умерла и условия содержания смягчились. Ей было разрешено общаться с людьми и принимать посетителей. Но к этому времени она стала настоящей монахиней. И не просто монахиней, а духоносной старицей. К ней потянулись люди. Кто за советом, кто за помощью, кто за молитвой, а кто и просто за утешением. И никого она не оставляла без помощи. По её молитвам происходило много чудес. Обладала она и даром прозорливости. Двадцать пять лет провела она в монастырских стенах и скончалась в 1810 году точно предсказав дату собственной смерти. Похоронена она в родовой усыпальнице Романовых в Новоспасском монастыре. Официально к лику святых она пока не причислена. Но москвичи её давно почитают и работа по подготовке её канонизации уже идёт. Вот такой замечательный человек связан с этим местом. Из старых строений монастыря до нас не дошло практически ничего. Всё что вы видите перед собой это постройки 19-го века. После революции монастырь был закрыт и на его территории был устроен концлагерь. Сейчас это действующий женский монастырь. Вход на территорию монастыря и в главный храм не со стороны улицы Забелина, где две башни, там сейчас ремонт, а через железные ворота со стороны Хохловского переулка. Чуть правее ворот мощная железная дверь, там вход в часовню, можете зайти поставить свечки и подать записки.
18 шаг. Самый вкусный. У этого монастыря есть своя пекарня. Там печётся замечательный хлеб и обалденно вкусные пирожки. Также здесь можно купить монастырский мёд, монастырское варенье и много других разных вкусностей. Со стороны улицы Забелина около стены монастыря стоит ларёк. Координаты примерно N 55.45.303, Е 37.38.375. А со стороны Хохловского переулка (N 55.45.296, Е 37.38.418)есть небольшая монастырская трапезная. Работает понедельник-пятница с 8.00 до 20.00, суббота с 9.00 до 18.00, воскресенье с 10.00 до 17.00. Здесь можно не только купить пирожков, но и вкусно покушать разнообразной и очень вкусной монастырской стряпни. Рыбные пельмени это просто сказка. Кстати пельмени можно не только поесть, но и купить в замороженном виде с собой.
19 шаг. Прощальный. Вот собственно и всё, что я хотел вам рассказать и показать. Конечно интересных мест на Ивановской горке гораздо больше. Я выбрал лишь те, которые показались наиболее интересными лично мне. Если ваша задача была погулять по Москве, то вы свою задачу выполнили. А если ваша цель ещё и тайник найти – удачи в поисках. А если спуститься с горки вниз по улице Забелина, то через пять минут вы окажетесь около метро “Китай-город".
Большая просьба не выкладывать в фотоальбоме фотографию места закладки и не писать в интернет-блокноте в каких краях находится закладка.
Закладку можно искать круглый год.
Для иллюстрации описания использованы фотографи старой Москвы с сайта, который так и называется "Фотографии старой Москвы" http://oldmos.ru/photo/latest
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: