О древности христианства на земле Витебщины свидетельствуют многие исторические и археологические факты. По Витебской летописи уже в середине X века святой равноапостольной княгиней Ольгой были построены первые храмы города. Годы меняли облик города, уходили в прошлое крепостные стены и мостовые, перестраивались и разрушали храмы. К концу XX века в Витебске, городе с богатейшей историей, практически не осталось старинных зданий. И сейчас, глядя на восстановленные храмы, понимаешь насколько безликим и пустым был город без них. Я предлагаю вам совершить небольшую прогулку по центру Витебска и ознакомиться с шедеврами зодчества в их современной интерпретации.
1. Благовещенская церковь.
В центре города на левом берегу Западной Двины стоит один из самых древних храмов Витебска - Благовещенская церковь. В XII веке в столице удельного княжества Витебске были построены два замка. Верхний, с резиденцией князя, и нижний для горожан, на стыке замков была возведена первая каменная церковь Благовещенья. Поскольку архитектура храма несколько необычна для того времени, то предполагается, что её возвели византийские мастера. При строительстве церкви византийцы выложили стены храма из ряда белого обтёсанного известняка, переложенного сдвоенными рядами плоских и широких кирпичей (плинфы).
Письменные источники не сохранили сведений о дате возведения витебской церкви Благовещения. Летописные источники XVI—XVII веков относят возведение церкви к XIV веку и связывают с именем князя Ольгерда. Предание, фиксированное в городской летописи XVII века, говорит о возведении храма Благовещения в Витебске в 974 году княгиней Ольгой одновременно с основанием города. Однако, исследования храма, производившиеся в XIX-XX веках дали возможность датировать её строительство в пределах XII века.
Благовещенский собор на протяжении веков был самым почитаемым в городе, в нём хранились рукописи, королевские грамоты, книги и товар заезжих купцов, поскольку грабить храм никто не решался. В 1622 году, как и многие церкви полоцкого княжества, храм отошёл униатам, которые, чтобы придать собору вид костёла, пристроили две башни к фасаду. Церковь сильно пострадала во время Северной войны. В 1714 году был произведён её ремонт, а в 1759 церковь перестроена в стиле позднего барокко. В 1832 году церковь была возвращена православным и в середине XIX века перестроена ещё раз. Были снесены башни, а на своде, над алтарём воздвигнут луковичный купол на высоком световом барабане.
Во время Великой Отечественной войны Благовещенский храм сильно пострадал, и Германия выплатила Белоруссии значительную неустойку за повреждение памятника древнерусской архитектуры. Цинизм советского правительства поражает: после получения контрибуции в 1961 году по приказу городских властей храм взорвали. После подрыва стены храма сохранились на высоту до 5 метров.
В 1968 г. археологом М. К. Каргером произведены раскопки и частичная разборка обломков. А в 1977 году фундамент храма был законсервирован. В 1993 году было принято решение о восстановлении церкви. На время реставрации храма, рядом возвели небольшую деревянную церковь во имя Святого Александра Невского. К середине 1998 года собор был полностью восстановлен и открыт для прихожан. На самой набережной, около колокольни был поставлен закладной камень в честь начала третьего тысячелетия от Рождества Христова, место, где стоят храмы, так и назвали - площадь Тысячелетия.
2. Свято-Успенский кафедральный собор
Продолжить небольшую прогулку по Витебску я предлагаю на Успенской горе, возле восстановленного Свято-Успенского собора. Это место имеет, как минимум, тысячелетнюю историю использования в качестве места для культовых сооружений. Археологи предполагают, что до появления в Витебске, в XII веке, первых христианских церквей (Архангела Михаила и Благовещения) на Успенской горе существовало языческое святилище. Об этом говорит, характерное для культовых языческих мест, первоначальное название горы — Лысая. А также, найденные в ходе археологических раскопок в районе Успенской горы предметы, датируемые XII-XIII веков: ритуальный костяной топор с магическими знаками, астрагал. Вероятно, что святилище было капищем славянской богини Макоши, покровительницы женского начала и плодородия.
Первый исторический документ, говорящий о существовании христианской церкви на Лысой горе, написан в 1406 году. Это «Отступная запись Гридьки Дружиловича на землю и людей к церкви Пресвятой Богородицы». Из привилея (правового акта) 1503 года на права и вольности боярам и мещанам Витебска, можно сделать выводы, что церковь Пречистой Богоматери (Пресвятой Богородицы) была одним из главных храмов города, и в ней хранились важные документы.
В XVII веке Пречистенская церковь передаётся униатам и становится архиерейской, а Витебск стал одним из центров религиозного и политического противостояния. В 1619 году митрополит Киевский и Всея Руси Иосиф Вельямин Рутский с соблюдением всех правил православия назначил полоцким архиепископом Иосафата Кунцевича, который обозначил себя страстным сторонником единства Западной и Восточной церквей.
При Кунцевиче стала возрождаться церковная жизнь, восстанавливались храмы, учреждались церковно-приходские школы. Деятельность Кунцевича по приведению жизни белорусской церкви к идеалам восточной каноничной практики XII столетия, резкое ограничение влияния светских людей на церковные дела привели к значительному неудовольствию элиты города Витебска.
В марте 1620 года Иерусалимский патриарх Феофан, активно проводивший протурецкую политику, посвятил новых епископов взамен существовавших, чем обострил противоречия в среде христиан. В частности в обход Кунцевича епископом Полоцка был поставлен Мелетий Смотрицкий, последовавшие действия которого были расценены в Речи Посполитой как подстрекательство к мятежу и церковному расколу в угоду Турции. Тогда же составился заговор с целью смещения архиепископа.
12 ноября 1623 года разъярённая толпа ворвалась в покои Иосафата Кунцевича. Двумя ударами бердыша владыке раскроили голову. Верная собака вскочила на тело, чтобы защищать хозяина, и мгновенно была разрублена на куски. Потерявшего сознание архиепископа добили, а затем, как свидетельствуют судебные документы, «издевались над телом, таскали его за ноги по двору, сорвали одеяние, оставив в одной власянице, которую, укрощая свою плоть, носил этот пастырь, били покойника ногами по лицу, калеча его и после смерти». Тело, взяв за ноги, сбросили с Пречистенской горы, потом отвезли в лодке вверх по Двине за город и там, привязав к ногам и шее камни и насыпав камней во власяницу, утопили. После этого убийцы разграбили дом архиепископа и разорили храм.
Прибывшие в Витебск великокняжеские судьи во главе со Львом Сапегой согласно приговору лишили город магдебургского права, ратушу сравняли с землей, а витебские колокола отправили на переплавку.
Спустя несколько лет великий князь вернул городу все прежние права за победу над московитами. Церковь была заново отстроена жителями за свой счёт, а в июне 1627 года Мелетий Смотрицкий, которого называли главным духовным сообщником заговорщиков, перешёл в униатство.
Отстроенная церковь быстро обветшала, и в 1682 году на средства земского писаря Адама Киселя был построен новый деревянный храм святой Пречистой и при нём основан базилианский монастырь. В 1708 году, по приказу Петра I, Витебск сжигает отряд из 500 казаков. Вместе с другими городскими постройками сгорает и базилианский монастырь с церковью. Адам Кисель заново отстраивает монастырские постройки, а церковь, названную во имя Успения Пресвятой Богородицы, выстраивают на средства монастырского братства.
Нередкие в те времена пожары уничтожили храм и монастырь в 1722 году. После пожара, место на Успенской горе пустовало более 20 лет, пока в 1743 здесь не начали возводить каменный храм. Строительство велось по проекту Иосифа III Фонтана (Фонтани), потомственного архитектора итальянского происхождения из Гродно. Поначалу динамичное оно, с годами постепенно затухло. После присоединения Витебского воеводства к Российской империи, в 1775 году генерал-губернатором графом Чернышёвым был отдан приказ закончить строительство храма до 1777 года. Содействовал строительству и гражданский губернатор Михаил Кречетников. Храм был окончен в 1777 году, но полностью монастырь был выстроен лишь к 1785 году.
В соответствии с указом императора Павла I от 18 июля 1799 года Успенская церковь была передана православным и переименована в Успенский собор. Монастырские постройки, тогда же, отданы в подчинение губернской администрации. На перестройку храма в православный собор государством было выделено 6400 рублей, а Александро-Невская лавра Санкт-Петербурга предоставила собору ризницу и другие необходимые церковные принадлежности.
В 1812 году французы устроили в соборе лазарет, попутно уничтожив лучшие его украшения. После изгнания наполеоновских войск собор был восстановлен.
После установления в Витебске Советской власти собор и духовная семинария были закрыты. А в сентябре 1936 (по другим данным — осенью 1934) года собор был взорван командой сапёра П. Г. Григоренко, будущего генерал-майора, диссидента и правозащитника. Позже он раскаивался, в том, что принимал участие в уничтожении трёх храмов. О самом взрыве Успенского собора он писал:
«Ровно полтора месяца заняла подготовка взрыва. Но зато взрыв превзошел все ожидания. Взрыва в привычном понимании вообще не было. Только гул и трескотня сыплющихся сверху кирпичей. Дом, о котором заботились власти, не только не пострадал - не вылетело, не треснуло ни одно стекло, даже в окнах, выходящих на собор. Храм просто осел, издав протяжный стон, и превратился в груду кирпичей. Именно кирпичей, а не обломков стен. Взрыв мы произвели на рассвете. И вот я стою у огромной кирпичной кучи и, честно сознаюсь, любуюсь своей работой, тем, как красиво взорвано: подъезжай машиной и прямо из этой кучи бросай кирпичи в машину. Подходили откуда-то появившиеся люди и тоже выражали свое удивление и восхищение "чистотой" работы. Особенно поражались тому, что дом стоит, как ни в чем не бывало, и что церковь превращена не в развалины, а в исходный строительный материал - кирпичи. И никому, мне в том числе, в голову не пришло, что на этом месте был шедевр архитектуры и место духовного общения людей с Богом. Забыв об этом, мы любовались горой кирпичей».
В 1949 году на месте собора построили цех завода заточных станков, который был заброшен в 80-х годах, и снесён в 1998.
В 1990-х годах был разработан проект восстановления храма. 26 сентября 1998 года Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II заложил капсулу с памятной грамотой в основание храма и освятил первый камень на восстановление собора.
Строительные работы были начаты в июне 2000 года. Предварительно, на месте храма XVIII века, археологами были проведены раскопки. При них было выяснено точное местоположение юго-западного угла храма с башней, западной и южной стен. Также были обнаружены остатки пола подвальных помещений и фундамента. Летом 2001 года при проведении земляных работ на месте будущего храма были обнаружены останки сотен людей. Предположительно, это могли быть жертвы НКВД или фашистского гестапо. В 2005 найденные останки были захоронены возле собора, а на северной стене храме установлен крест и памятная табличка.
15 июля 2008 года были освящены и установлены на южную башню 10 колоколов храма. Крупнейшие из них — весом 2 и 1,5 тонны. В 2009 начаты работы по внутренней и внешней отделке храма. 28 сентября 2009 года строящийся Успенский собор посетил Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл.
Освящение одного из самых красивых и величественных храмов не только в Беларуси, но и во всей Европе планируется летом 2011 года.
3. Воскресенская церковь.
Среди памятников архитектуры старинного Витебска важное место занимает Воскресенская Рынковая (Рыночная) церковь. Первые сведения об её основании относятся к 1558 году. По сохранившимся чертежам видно, что размещалась она в западной части Рыночной площади и стояла боковым фасадом к улице. Здание церкви состояло из трёх срубов: основного, алтарного и бабинца с башней-звонницей над ним. Деревянная церковь неоднократно горела, например, в 1708 году, когда Витебск был сожжён по приказу Петра I.
В 1772 году на месте православного деревянного храма была построена каменная униатская церковь. Традиция, когда церковь должна была ориентироваться главным фасадом на восток, была нарушена. И сделано это было архитекторами и строителями вполне сознательно — во имя более удачного для всего ансамбля площади размещения зданий, построенного по законам обратной перспективы. При подходе к Рыночной площади со стороны реки Витьбы главный фасад Воскресенской церкви воспринимался как левая часть театральной кулисы, за которой развертывалась сама площадь, обрамленная торговыми рядами с ратушей в центре. Правой частью кулисы выступал барочный фасад Антониевского костела бернардинцев. И Воскресенская церковь, и костел святого Антония возводились почти одновременно, формируя единый градостроительный ансамбль. К сожалению, в советские годы костёл был полностью уничтожен. Сейчас увидеть задумку архитекторов мы можем, только глядя на рисунки и открытки XIX-XX веков: http://www.radzima.org/be/object/7411.html
Однонефный храм имел полукруглую алтарную апсиду с ризницами по бокам. Главный фасад, украшенный двумя башнями, отличался сложной волнистой поверхностью, которая образовывалась группой сильно вытянутых вертикальных ордерных элементов. Пластика фасада обогащалась дугоподобными линиями карнизов, ажурными башнями с фигурными куполками, динамичным разворотом коринфских колон по углам выступающего нартекса.
После запрета униатской церкви в 1834 году храм был передан православным. В 1913 году в нём был произведён ремонт, но вскоре пришла советская власть и по постановлению городских властей в 1936 году Воскресенская церковь была разрушена.
В 1992 году в Витебске была зарегистрирована униатская община, которой удалось получить земельный участок для возрождения Рынковой церкви на месте, где стоял храм и остался его фундамент. Но в 1996 году участок был передан православным на тех основаниях, что исторически некоторое время церковь была православной.
В сентябре 2001 года начались строительные работы по возведению храма. В 2002 году в цокольном этаже устроен нижний храм святого преподобного Антония Римлянина, Новгородского Чудотворца. 5 июля 2006 года над Воскресенским храмом поднялись купола. К концу 2008 года закончены наружные отделочные работы, в наружных нишах фасада прорисованы образы Спасителя, Божией Матери и святых.
По итогам поездок в Беларусь Викка (НЕСЕЗОН) скомпилировала свой опыт, написала статью "Едем в Беларусь!...или бытовуха путешествий" и любезно предоставила мне возможность поделиться ею с вами.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: