У Средней Ахтубы история богата Делами славными и среди них, Строкою красною проложена когда-то Дорога в небо для сынов своих.
С 20 июля 2005 года гостей Среднеахтубинского района встречает памятный знак - Самолёт Л-29 установленый на пьедестал на въезде в райцентр Средняя Ахтуба Волгоградской области . Выпущенная в Чехии, в 70-х годах двадцатого века, учебно-тренировочная машина более 20 лет эксплуатировалась на Среднеахтубинском аэродроме ДОСААФ (находящийся недалеко от стелы).
На этой "железной птице" учились покорять небесную высь многие из тех, кто сегодня входит в ряды воздушных ассов страны.
Теперь самолет обрел вечную стоянку на въезде в Среднюю Ахтубу. Стела, призвана напомнить среднеахтубинцам и рассказать гостям района о славных летных традициях нашего края, об аэродроме, на котором за более чем 30 лет были воспитаны многие мастера и чемпионы "воздушных" видов спорта. А этот летающий тренер, за 25 лет проведенных в воздухе, дал путевку в небо сотням курсантов волгоградской организации РОСТО (ДОСААФ). Пилоты называют этот чешский самолет «школьной партой». Он легок в управлении, Может выполнять полеты в любое время суток при сложных метеоусловиях. Все нынешнее командование армейской авиации училось летать на этой машине.
И сам самолет, устремленный в небо, символизирует направление в молодежно-патриотической работе, районной администрации: - Только вверх и не сдаваться!
В Среднеахтубинском районе находится учебный аэродром и единственный в области аэроклуб, который воспитал и подготовил к службе в армии не одну тысячу волгоградцев.
Немного о L-29 Delfin
Есть самолеты, о которых с любовью вспоминают многие летчики. Прежде всего, это массовые учебные машины, на которых путевку в небо получали тысячи будущих пилотов. К середине 1950-х годов потребовался коренной пересмотр концепции летного обучения.
Курсантам старших курсов авиационных училищ "пересадка" с поршневых учебных машин на реактивные учебно-боевые давалась нелегко. Слишком разные "весовые" категории этих самолетов и в прямом, и в переносном смысле слова. Возникла необходимость создания реактивного УТС для первоначального обучения. Именно на этой волне и создавались во всем мире первые реактивные учебно-тренировочные самолеты.
Сейчас трудно судить, что послужило причиной выбора в пользу чешского самолета. Кроме более высокой степени завершенности летных испытаний Л-29, была учтена необходимость загрузить авиационную промышленность молодых социалистических стран производственными заказами. Вот Чехословакии и достались "лавры первенства" в производстве учебно-тренировочных самолетов. Для Чехословакии выбор "Дельфина" означал не только признание первого чешского реактивного самолета, но и обеспечивал работой тысячи специалистов на многие годы вперед. А вот Россия пока что осталась без учебного самолета. Может быть, если бы в свое время занялись развитием и производством "Яков", не было бы сейчас проблем с отечественными УТС?
К сожалению, из этих 20 УАЦ после "реформ" 1992 года (тогда "разгон" учебных авиацентров был мотивирован развалом СССР в целом, а российских УАЦ - выходом Постановления Правительства Российской Федерации 340 от 17 мая 1992 г. "О мерах по обеспечению размещения авиационных воинских частей, подлежащих выводу из ЗГВ, СГВ, СЗГВ и ЗакВО на территорию РФ")
Всего за годы серийного производства в СССР из Чехословакии было поставлено около 3000 Л-29.
Немного из истории Среднеахтубинских аэродромов
На широких просторах ровной , как стол левобережной степи, размещалась вся 8-я воздушная армия генерал-майора авиации Т.Т. Хрюкина – сотни истребителей, бомбардировщиков, штурмовиков. За Волгой было построено 14 аэродромов Наибольшей важностью обладал аэродром в районе села Средняя Ахтуба. Жаркие схватки с фашистскими лётчиками были и здесь, в небе бывшего села Безродное. Несмотря на неравенство сил в воздухе с большим героизмом и высоким моральным духом сражались и девушки – летчицы. Женщин – летчиц во время войны было не так уж много, а в живых остались единицы Погибшие подвигом своим заслужили, чтобы о них помнили, знали. Истребитель 586-го авиаполка Клава Нечаева возвращалась с задания и над аэродромом Средняя Ахтуба приняла на себя удар двух немецких истребителей, чем спасла жизнь своему командиру. Посмертно она была награждена орденом Отечественной войны I-й степени. Память о ней хранится в названии улицы в новой части города Волжского. Местные жители были призваны на рытье подземных укрытий для самолетов, на расчистку снега и уплотнение грунтовых взлетных полос; охрана и маскировка аэродромов тоже часто была на их плечах. Вспоминает Мария Михайловна Гладышева , уроженка с. Заплавное. «Когда началась война, мне было 16 лет. Хорошо помню, как немцы рвались к Сталинграду, а всё трудоспособное население, в том числе и мы, четырнадцати-шестнадцати летние девчонки, рыли земляные укрытия для самолётов. Рядом с селом был размещён аэродром. В основном, вся работа по укрытию самолётов легла на наши плечи. Это был главный военный участок, закреплённый за нами подростками. Враг не должен был знать, что отсюда вылетают в бой наши лётчики!
Ожесточенные бои шли не только на земле, но и в воздухе. Бессмертный героизм и мужество проявляли наши летчики. В состав 8-й воздушной армии входила и наша 287-я истребительная авиационная дивизия, которой командовал полковник Степан Павлович Данилов. Наш 15-й истребительный полк базировался в Средней Ахтубе и летал сначала на самолетах Ла-5, потом на Як-9. Наша работа требовала большого внимания. Мы заряжали оружие, а через два-три вылета оно требовало снова очистки, так как летчики прилетали с боевого задания без единого патрона. Летчик Коля Токарев, самолет которого я обслуживала, 13 сентября 1942 года вел воздушный бой над Сталинградом. Когда у него кончились боеприпасы, он бросил свой истребитель на вражеский «юнкерс» и ценой собственной жизни уничтожил самолет противника (его подвиг записан в «Историю Великой Отечественной войны», 2-й том, гл. 10-я). Сколько их, прекрасных сынов России, полегло тогда в Средней Ахтубе, сколько матерей не дождалось своих детей! Нам, людям старшего поколения, этого не забыть. Дым и смрад заслоняли все, виднелось только бурое пятно солнца. Небо гудело и стонало от взрывов. По реке плыли горящие пятна нефти. Летчики, прилетая с боевого задания, говорили: «Горит Волга, горит приволжская земля».
Л. МАКСИМЧА, участница Великой Отечественной войны, вдова Героя Советского Союза.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: